6 класс “Взаимосвязь музыки с другими искусствами” 1 четверть
“Русские писатели и музыка”
№ урока | Дата (план) |
Дата (факт) |
Тема урока | Цели и задачи урока | Теория музыки, термины |
Музыкальный, иллюстративный материал | Формы контроля | Домашнее задание |
1 | Введение в тему «Музыка и литература». |
1.Проследить взаимосвязь музыки и литературы – возникновение вокальных жанров | Песня Вокализ |
Гимн России Портрет Рахманинова Рахманинов “Вокализ” Туристические песни (Изгиб гитары желтой, Милая моя) |
.Повторить слова Гимна России | |||
2 | Музыка в басне. Квартет. | 1.Выявить особенности проникновения музыки в басню. Ознакомить с понятием «квартет». | Квартет | Басня Крылова “Квартет” Бородин “Квартет” Портрет Бородина Иллюстрации к басне Крылова Музыкальные инструменты. |
Сдача песни Гимн России | Выучить конспект | ||
3-4 | Музыка в сказке. | 1.Ввести в тему «Музыка в сказке». Повторить понятие «опера». Познакомить с оперой-сказкой Римского- Корсакова «Снегурочка». |
Опера-сказка | Портрет Римского-Корсакова Иллюстрации к сказке Р-Корсаков, опера “Снегурочка” (фрагменты) Видио-фильм «Опера Снегурочка» Песни о учителях |
Составить кроссворд | Нарисовать рисунок к опере “Снегурочка” | ||
5 | Музыка и рассказ. |
1. Проанализировать влияние музыки на человека в рассказе Паустовского «Старый повар» и музыки Моцарта. | Симфония Фантазия |
Портрет Моцарта К.Паустовский, рассказ “Старый повар” Моцарт, Симф. “Юпитер” (фрагмент) |
Сдача песни | Прочитать рассказ “Старый повар” Паустовского |
||
6 | Русский романс. | 1. Ознакомить с видами романса и композиторами, обращавшимися к этому жанру. | Романс Виды романсов |
Алябьев “Соловей” Гурилев “На заре ты ее не буди” |
Знать историю создания романса | |||
7 | Музыка и кино. |
1. Проследить проникновение и влияние музыки в кинофильм, мультфильм. | Мюзикл Увертюра Фонограмма |
Увертюра из к\ф “Дети капитана Гранта” Песни из кинофильмов Видио-фрагменты из мюзикла “Кошки” |
Выучить муз.термины | |||
8 | Итоговый урок по темам 1 четверти. | 1.Обобщить полученные знания. 2.Озвучить ранее выученные песни. | Мини-концерт из выученных песен | Музыкальная викторина Игра “муз.лото” |
2 четверть
«Музыка и Пушкин»
№ урока | Дата (план) |
Дата (факт) |
Тема урока | Цели и задачи урока | Теория музыки, термины |
Музыкальный, иллюстративный материал | Формы контроля | Домашнее задание |
1(9) | Введение в тему «Музыка и Пушкин». |
1. Ввести в тему «Музыка и Пушкин». Ознакомить с историей возникновения оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». | Увертюра | Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И.Глинки Портреты Глинки, Пушкина |
Прочитать сказку “Руслан и Людмила” Пушкина | |||
2 (10) | Волшебная опера Глинки «Руслан и Людмила». | 1. Рассмотреть отличия юношеской поэмы Пушкина и оперы Глинки. Выявить новаторство Глинки. | Былина Гусли |
Песнь Баяна Иллюстрации (гусли, Гусляр Баян) |
Знать содержание оперы | |||
3(11) | Музыкальные характеристики комических и фантастических образов в опере «Руслан и Людмила». | 1. Дать музыкальную характеристику героям оперы на основе прослушанных фрагментов. | Форма рондо | Сцена Фарлафа и Наины Марш Черномора Видеофрагменты оперы |
Музыкальный анализ прослушанных фрагментов | Нарисовать рисунок к опере | ||
4-5 (12-13) |
Роман Пушкина «Евгений Онегин» в опере П. И. Чайковского. |
1.Ознакомить с историей возникновения оперы «Евгений Онегин» Чайковского. Сделать музыкальный анализ фрагментов оперы. | Либретто | Портрет Чайковского, иллюстрации к поэме, опере Фрагменты из оперы (аудио и видео) |
Выучить слова песни | |||
6 (14) |
Романсы на стихи Пушкина. | 1.Ознакомить с романсами на стихи Пушкина и дать музыкальную характеристику произведениям. Рассмотреть образный план романсов. | Романс |
Портреты композиторов, обращавшихся к творчеству Пушкина. “Я помню чудное мгновенье” М.И.Глинка |
Сдача песни | Подготовиться к контрольному уроку | ||
7 (15) |
Итоговый урок по теме «Музыка и Пушкин». Музыкальная викторина | 1.Обобщить пройденный материал с помощью музыкальной викторины и контрольных вопрос | Произведения Чайковского, Глинки. | Музыкальная викторина | Повторить музыкальные термины | |||
8 (16) |
Творческая работа «Музыкальный анализ произведения». | 1.Развитие навыков пользования музыкальной терминологией. 2.Воспитание через эмоциональное восприятие любви к музыке России. | Видеофрагменты оперы | Музыкальный анализ произведения |
3 четверть
«Зарубежные писатели и музыка»
№ урока | Дата (план) |
Дата (факт) |
Тема урока | Цели и задачи урока | Теория музыки, термины |
Музыкальный, иллюстративный материал | Формы контроля | Домашнее задание |
1 (17) |
Введение в тему: «Зарубежные писатели и музыка». | 1.Раскрыть тему: «Зарубежные писатели и музыка». Усвоение понятия «либретто». | Страницы биографии Прокофьева | Портреты Прокофьева, Ш.Перро Вступление к балету «Золушка» |
Вспомнить сказки Ш.Перро | |||
2-3 (18-19) |
Сказка Ш. Перро «Золушка» в балете С. Прокофьева | 1. Познакомить с драматургией балета. Определить связь литературного произведения и балета и их различия. Сделать музыкальный анализ услышанным фрагментам. | Балет История создания балета «Золушка» |
Иллюстрации к балету Па де шаль Гавот Полночь Песни к 23 февраля |
Устный опрос по теме | Нарисовать рисунок к балету | ||
4 (20) |
Драма Шекспира и балет Прокофьева «Ромео и Джульетта». | 1. Раскрыть драматургию балета Прокофьева. Ознакомить с творчеством Прокофьева, Шекспира. | История создания произведений | Портрет Шекспира, Прокофьева Вступление к балету Монтекки и капулетти Джульетта-девочка Песни о женщине |
Муз-образный план фрагментов балета | Знать содержание балета | ||
5 (21) |
Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского | 1.Сделать музыкально- образный анализ увертюры – фантазии. Развитие хоровых навыков на выученных песнях. | Увертюра-фантазия | Фрагменты увертюры-фантазии Видео-фрагменты мюзикла “Ромео и Джульетта” |
Выучить текст песни | |||
6 (22) |
В. Гюго «Король забавляется» в опере Дж. Верди «Риголетто». | 1. Ознакомить с биографией и творчеством Верди. Раскрыть содержание оперы. | Творчество Верди История создания оперы |
Портрет Дж.Верди Фрагменты оперы |
Сдача песни | Знать содержание оперы | ||
7 (23) |
Общее и различие литературного произведения и оперы «Риголетто». | 1.Определить связь первоисточника и оперы и их отличия. Дать музыкальную характеристику героям оперы. | Ария | Ария Джильды Финал оперы |
Характеристика героев оперы | |||
8-9 (24-25) |
Жорж Бизе, опера «Кармен». | 1. Закрепление пройденных тем. Ознакомить с творчеством Ж. Бизе. Раскрыть драматургию оперы, ее связь и отличия от первоисточника. Дать музыкальную характеристику героям оперы. | Творчество Ж.Бизе История создания оперы |
Увертюра Хабанера Сцена гадания Финал оперы |
Знать содержание оперы | |||
10 (26) |
Родион Щедрин «Кармен – сюита». | 1. Сделать музыкальный анализ «Кармен-сюиты». Ознакомить с творчеством Щедрина. | Сюита | Фрагмент “Кармен-сюиты” | Устный опрос Муз. анализ произведения |
Подг. к контрольному уроку | ||
11 (27) |
Итоговый урок. Музыкальная викторина. | Усвоение и обобщение пройденных тем и музыкальных фрагментов. | Произведения Прокофьева, Верди, Бизе. | Музыкальная викторина |
4 четверть
«Музыка и изобразительное искусство»
№ урока | Дата (план) |
Дата (факт) |
Тема урока | Цели и задачи урока | Теория музыки, термины |
Музыкальный, иллюстративный материал | Формы контроля | Домашнее задание |
1 (28) |
Живописность в музыке М.Мусоргского. | 1.Ввести в тему “Музыка и ИЗО”, на примере произведения “Рассвет на Москве-реке” Мусоргского. |
Живописность в музыке | Ввести в тему “Музыка и ИЗО”, на примере произведения “Рассвет на Москве-реке” Мусоргского. |
Выучить текст песни | |||
2 (29) |
Образность в сюите Мусоргского “Картинки с выставки”. | 1. Раскрыть музыкальные и живописные образы в сюите “Картинки с выставки” Мусоргского. 2.Разучить песни о Великой Отечественной Войне. |
Сюита | Иллюстрации картин Гартмана Мусоргский сюита “Картинки с выставки” Тухманов “День Победы” |
Сдача песни | Учить слова песни | ||
3 (30) |
Музыкальные рисунки Лядова. | 1.Ознакомить с творчеством Лядова. 2.На основе прослушанных фрагментов музыки Лядова изобразить собственные создавшиеся образы, с помощью слов и изобразительных средств. |
Изобразительность в музыке | Лядов “Кикимора” | Музыкальный анализ произведения Лядова | Нарисовать рисунок к музыке Лядова. | ||
4-5 (31-32) |
Импрессионизм в музыке и живописи. | 1.Ознакомить с историей возникновения импрессионизма. 2. Дать характеристику этого направления. 3. На музыкальных и живописных примерах выявить общие черты. |
Импрессионизм | Дебюсси “Празднества”, “ Послеполуденный отдых Фавна” Равель “Болеро” |
Выучить консект | |||
6 (33) |
Творческая работа “Музыка и живопись”. | 1. Сделать музыкально-образный анализ прослушанного произведения, пользуясь музыкальной терминологией. 2.Развитие хоровых навыков . |
Бородин Симфония №2 1ч.“Богатырская”. Репродукции картин Васнецов “Богатыри”, Левитан “Весна”, Корин “Александр Невский” |
Музыкальный анализ произведения | Подготовиться к контрольному тесту | |||
7 (34) |
Итоговый тест за год. | 1. Организовать деятельность учащихся, направленную на развитие творческих, артистических способностей. | Произведения Лядова, Мусоргского и композиторов - импрессионистов | Итоговый тест Музыкальная викторина |
Повторить слова песен. | |||
8 (33) |
Обобщающий урок. | Обобщить музыкальный и теоретический материал. | Произведения, пройденные за год. | Мини-концерт. | Знать слова песен. |
7 класс
“Этапы развития музыкального искусства”
1 четверть
“Рождение музыкального искусства”
№ урока | Дата (план) |
Дата (факт) |
Тема урока | Цели и задачи урока | Теория музыки, термины |
Музыкальный, иллюстративный материал | Формы контроля | Домашнее задание |
1 | Введение. Кто изобрел музыку? | 1.Ввести в тему: «Рождение музыкального искусства» 2.Рассмотреть различные версии возникновения музыки. |
Музыка 9 муз |
Песни о школе, осени. Репродукции с изображением богов, муз. |
.Составить крассворд из новых слов | |||
2 | Музыкально-художественный синкретизм первобытного общества. | 1.Выявить связь музыки первобытного общества с трудовыми процессами. | Ритм Мелодия Хоровой танец |
Изображение первобытного человека в муз.-танц. действе. Первобытные муз. инструменты |
Устный опрос по предыдущей теме | Выучить конспект | ||
3 | Миф в античной музыке. Мифологический сюжет в опере Глюка “Орфей и Эвредика». |
1.Выявить главные признаки античной культуры. 2.Знакомство с мифом об Орфее. 3.Оознвкомить с музыкальными фрагментами оперы. |
Миф Античность Лира Орфей |
«Миф об Орфее» (чтение) Глюк, опера «Орфей и Эвредика»(фрагменты) Портрет В.Глюка Репродукции античной культуры |
Музыкальный анализ произведений | Нарисовать рисунок к мифу об Орфее | ||
4 | Музыкальная культура Средневековья. | 1. Ознакомить с основными чертами эпохи Средневековья. 2. Развитие певческих навыков. |
Фольклор Храмовое искусство Светское искусство |
Репродукции картин эпохи Средневековья | Выучить конспект | |||
5 | Основные направления музыки Средневековья. Рыцарская культура. | 1.Выявить основные направления в музыке Средневековья. 2.Раскрыть главные черты музыкальной рыцарской культуры. |
Карнавал Баллада, Канцона Альба, Пасторела Трубадуры Труверы |
Карнавальные костюмы, рыцарские доспехи. Шуман, “Венский карнавал” “Баллада о гордом рыцаре” |
Устный опрос | Выучить текст песни | ||
6 | Православная музыка. | 1. Ознакомить с основными жанрами православной музыки. 2.Выявить основные черты на основе прослушанных фрагментов. |
Хоровые концерты Всенощное бдение Обедня Знаменный распев |
Бортнянский Чесноков |
Сдача песни “Баллада о гордом рыцаре” |
Знать жанры православной музыки | ||
7 | Католическая музыка. | 1.Выявить основные черты католической музыки. 2.Рассмотреть жанры католических обрядов. 3.Сделать сравнительную характеристику католической и православной музыки. |
Месса Реквием |
Вивальди “Глория” Моцарт “Лакримоза” Шуберт “Аве Мария” |
Знать жанры католической музыка | |||
8 | Итоговый урок 1 четверти. | 1.Обобщить полученные знания. 2.Озвучить ранее выученные песни. | Произведения Средневековой культуры | Контрольный тест |
2 четверть
“МузыкаXVI-XVIII веков”
№ урока | Дата (план) |
Дата (факт) |
Тема урока | Цели и задачи урока | Теория музыки, термины |
Музыкальный, иллюстративный материал | Формы контроля | Домашнее задание |
1 (9) |
Музыкальная культура эпохи Возрождения | 1. Рассмотреть основные черты музыки Возрождения. 2.Выявить главную особенность – отделение музыки от церковных обрядов. |
Ренесанс Гуманизм Полифония Инструментальная музыка |
Репродукции картин эпохи Возрождения Старинные танцы эп.Возрождения Лассо “Эхо” |
Сделать сообщение о музыке этой эпохи | |||
2 (10) |
Классицизм и барокко как течения в искусстве XVII-XVIIIвеков. Творчество “великого классика”И.С.Баха. | 1. Выявить различия между классицизмом и барокко га основе теоретических знаний и музыкальных примерах. 2. Ознакомить с творчеством и биографией Баха. |
Классицизм Барокко |
Портреты композиторов (Глюка, Люлли, Генделя и т.д.) | Опрос по приготовленным сообщениям | Сделать сообщение о музыке этой эпохи | ||
3 (11) |
Галантный стиль (рококо). Творческий путь Моцарта. |
1.Дать характеристику галантного стиля на основе музыкальных произведений Моцарта. 2.Дать музыкальную характеристику жанра “реквием”. |
Рококо Галантный стиль |
Репродукции архитектурных памятников эпохи Рококо. Портрет моцарта. Моцарт, “Реквием” (фрагменты) |
Творческая работа по прослушанным произведениям | Сделать сообщение о музыке этой эпохи | ||
4 (12) |
Опера XVIIIвека. Опера Моцарта «Свадьба Фигаро». | 1.Ознакомить с основными видами оперы XVIIIвека. 2.Дать характеристику оперы и ее героям через прослушивание фрагментов оперы. |
Опера seria Buffa зингшпиль |
Моцарт ,опера “Свадьба Фигаро”(Фрагменты) | Устный опрос по теме “Галантный стиль”. | Знать содержание оперы | ||
5 (13) |
Бетховен как реформатор немецкого классицизма. | 1. Ознакомить с основными этапами жизни Бетховена, проследить творческий путь композитора, рассмотреть фортепианное творчество. | Соната Багатель Фортепиано |
Портрет Бетховена Симфония №5 (фрагмент) «К Элизе» «Лунная соната» |
Знать творческий путь Бетховена | |||
6 (14) |
Симфонизм Бетховена. | 1. Ознакомить с жанром “симфонической увертюры”. 2.Прослушать и сделать музыкальный анализ увертюре “Эгмонт” Бетховена. |
Симфоническая увертюра Симфония |
Симф.Увертюра «Эгмонт» | Сдача песни | Выучить конспект | ||
7 (15) |
Романтическое направление в музыке. | 1. Дать характеристику романтического направления в искусстве. 2.На музыкальных примерах выявить основные черты музыки романтизма. |
Миниатюра |
Портреты композиторов – романтиков(Шуман, Шуберт, Мендельсон) Шуман “Бабочки” Шопен “Вальс” |
Музыкальный анализ произведений композиторов - романтиков | Подготовиться к контрольному уроку | ||
8(16) | Итоговый урок по темам 2 четверти. |
1.Обобщить пройденный материал с помощью кроссворда и музыкальной викторины. | Произведения Моцарта, Бетховена, композиторв – романтиков. | Составить кроссворд Муз.викторина |
3 четверть
«Реализм в музыке»
№ урока | Дата (план) |
Дата (факт) |
Тема урока | Цели и задачи урока | Теория музыки, термины |
Музыкальный, иллюстративный материал | Формы контроля | Домашнее задание |
1 (17) |
Реализм в мировой художественной культуре. | 1.Ввести в тему “Реализм в МХК”. 2.Рассмотреть этапы развития реализма. 3.Развитие ансамблевого пения. |
Реализм | Мусоргский “Рассвет на Москва-реке» Шопен «Прелюдия» |
Сравнительный анлиз произведений | Выучить основные понятия по теме | ||
2 (18) |
Реализм в музыке XIXвека в России. | 1. Выявить характерные черты в музыке реализма 2.Сделать музыкальный анализ услышанным фрагментам. |
Основные направления в музыке реализма | Произведения композиторов - реалистов | Выучить конспект | |||
3 (19) |
Глинка – автор первой реалистической драмы. | 1.Воспитание национальной гордости 2.Рассмотреть на примере оперы «Иван Сусанин» Глинки реалистические черты музыки. | Глинка, опера “Иван Сусанин” (фрагменты) | Устный опрос | Знать историю создания оперы | |||
4 (20) |
Композиторы «Могучей кучки». | 1.Ознакомить с творчеством «Могучей кучки», основными направлениями деятельности на музыкальных примерах. | Композиторы “Могучей кучки” | Портреты композиторов “Могучей кучки” Мусоргский “Ночь на лысой горе” |
Сдача песни | Выучить конспект | ||
5-6 (21-22) |
Реализм в творчестве А.П.Бородина. | 1. Ознакомить с биографией и творчеством Бородина. 2.Расскрыть содержание оперы “Князь Игорь”. |
Творчество Бородина | Бородин, опера “Князь Игорь” (Видео-фрагменты оперы) |
Знать содержание оперы | |||
7 (23) |
Реализм в таорчестве Мусоргского. | 1.Раскрыть реалистические черты в опере “Борис Годунов». 2.Дать музыкальную характеристику героям оперы. |
Мусоргский, опера “Борис Годунов” (фрагменты) | Знать основные моменты оперы | ||||
8 (24) |
Реализм Римского-Корсакова. | 1. Ознакомить с творчеством Римского-Корсакова. 2.Раскрыть драматургию оперы “Садко”, дать музыкальную характеристику героям оперы. |
Опера-былина | Римский-Корсаков, опера “Садко” (фрагменты) | Музыкальный анализ фрагмента оперы | Выучить текст песни | ||
9 (25) |
Симфонизм Римского-Корсакова. | 1. Раскрыть образный план сюиты “Шехеразада”. 2.Развитие творческих способностей и образного мышления. |
.симфоническая увертюра | Римский-Корсаков, сюита “Шехеразада” | Творческая работа по сюите | Сделать сообщение о музыке этой эпохи | ||
10 (26) |
Основные направления в музыке концаXIX-XX века. | 1.Дать характеристику основным направлениям в музыке данного периода. | Импрессионизм | Дебюсси “Лунный свет” Равель ”Болеро” |
Выучить конспект | |||
11 (27) |
Обобщающий урок по темам 3 четверти. | 1.Обобщить пройденный материал. 2.Озвучить любимые песни. |
Произведения композиторов - реалистов | Контрольный тест за 3 четверть |
4 четверть
«Музыка XX века»
№ урока | Тема урока | Цели и задачи урока | Теория музыки, термины |
Музыкальный, иллюстративный материал | Формы контроля | Домашнее задание |
1 (28) |
Истоки джаза. |
1.Проследить историю возникновения джаза. 2. Выявить отличительные черты джаза. |
Джаз Спиричуэл Импровизация |
Спиричуэл (в исп. Барбары Хэндрикс) Песня о молоте |
Подготовить сообщение или презентацию о любимой группе, певце | |
2 (29) |
Блюзы и зарождение инструментального джаза. | 1. Ознакомить с понятием «блюз». 2.Проследить зарождение инструментального джаза. | Блюз Бит Свинг |
Блюз | Сообщения детей о группе, певце | Выучить теорию |
3 (30) |
Взаимопроникновение симфонизма и джаза в музыке Гершвина. | 1.Рассмотреть понятие «симфоджаз» на основе творчества Гершвина и его произведений. | Симфоджаз | Гершвин «Голубая рапсодия» | Музыкальный анализ данного произведения | Выучить слова песни |
4 (31) |
Русский джаз и его развитие. |
1.Выявить истоки русского джаза и проследить его развитие. 2.Рассмотреть характерные черты. |
Русский джаз |
Песни Дунаевского Русские джазовые оркестры Утесов |
Сообщения детей о группе, певце | Подготовить сообщение или презентацию о любимой группе, певце |
5 (32) |
Зарождение рок-н-ролла. Элвис Пресли. | 1.Разобрать историю возникновения рок-н-ролла на основе творчества Элвиса Пресли. 2.Выявить характерные черты рок-н-ролла. |
Рок-н-ролл | Песни в исполнении Элвиса Пресли | Сообщения детей о группе, певце | Выучить слова песни |
6 (33) |
Творчество группы «Битлз». | 1. Познакомить с творчеством группы «Битлз». Закрепить знания о понятиях: джаз, блюз, симфоджаз, рок-н-ролл. | Квартет | Песни в исполнении группы “Битлз” | Сообщения детей о группе, певце Устный опрос по терминам |
Подготовиться к контрольному тесту |
7 (34) |
Контрольный тест за год. | Обобщить пройденный материал за год. Озвучить песни, полюбившиеся учащимся. | Мини-концерт из выученных песен | Контрольный тест за год | Повторить слова песен | |
8 (35) |
Обобщающий урок. Музыкальные группы и певцы современности. | Познакомить с творчеством современных музыкальных групп и популярных певцов. | Рок музыка | Музыка любимых современных исполнителей. | Защита проектов по музыке. |
Добавить комментарий