Взаимосвязь музыки с другими искусствами 6, 7 класс

Взаимосвязь музыки с другими искусствами 6, 7 класс
6 класс “Взаимосвязь музыки с другими искусствами” 1 четверть
“Русские писатели и музыка”

 

№ урока Дата
(план)
Дата
(факт)
Тема урока Цели и задачи урока Теория музыки,
термины
Музыкальный, иллюстративный материал Формы контроля Домашнее задание
1          Введение в тему «Музыка и литература».
    
1.Проследить взаимосвязь музыки и литературы – возникновение вокальных жанров Песня
Вокализ
Гимн России
Портрет Рахманинова
Рахманинов “Вокализ”
Туристические песни (Изгиб гитары желтой, Милая моя)
  .Повторить слова Гимна России
2     Музыка в басне. Квартет. 1.Выявить особенности проникновения музыки в басню. Ознакомить с понятием «квартет». Квартет Басня Крылова “Квартет”
Бородин “Квартет”
Портрет Бородина
Иллюстрации к басне Крылова
Музыкальные инструменты.
Сдача песни Гимн России  Выучить конспект
3-4     Музыка в сказке. 1.Ввести в тему «Музыка в сказке». Повторить понятие «опера». Познакомить с оперой-сказкой Римского- Корсакова «Снегурочка».
 
Опера-сказка Портрет Римского-Корсакова
Иллюстрации к сказке
Р-Корсаков, опера “Снегурочка” (фрагменты)
Видио-фильм «Опера Снегурочка»
Песни о учителях
Составить кроссворд Нарисовать рисунок к опере “Снегурочка”
5     Музыка и рассказ.
 
1. Проанализировать влияние музыки на человека в рассказе Паустовского «Старый повар» и музыки Моцарта. Симфония
Фантазия
Портрет Моцарта
К.Паустовский, рассказ “Старый повар”
Моцарт, Симф. “Юпитер” (фрагмент)
Сдача песни Прочитать рассказ “Старый повар”
Паустовского
6     Русский романс. 1. Ознакомить с видами романса и композиторами, обращавшимися к этому жанру. Романс
Виды романсов
Алябьев “Соловей”
Гурилев “На заре ты ее не буди”
  Знать историю создания романса
7     Музыка и кино.
 
1. Проследить проникновение и влияние музыки в кинофильм, мультфильм. Мюзикл
Увертюра
Фонограмма
Увертюра из к\ф “Дети капитана Гранта”
Песни из кинофильмов
Видио-фрагменты из мюзикла “Кошки”
  Выучить  муз.термины
8     Итоговый урок по темам 1 четверти. 1.Обобщить полученные знания. 2.Озвучить ранее выученные песни.   Мини-концерт из выученных песен Музыкальная викторина
Игра “муз.лото”
 

 

2 четверть
«Музыка и Пушкин»

№ урока Дата
(план)
Дата
(факт)
Тема урока Цели и задачи урока Теория музыки,
термины
Музыкальный, иллюстративный материал Формы контроля Домашнее задание
1(9)          Введение в тему «Музыка и Пушкин».
    
1. Ввести в тему «Музыка и Пушкин». Ознакомить с историей возникновения оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Увертюра Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И.Глинки
Портреты Глинки, Пушкина
  Прочитать сказку “Руслан и Людмила” Пушкина
2 (10)     Волшебная опера Глинки «Руслан и Людмила». 1. Рассмотреть отличия юношеской поэмы Пушкина и оперы Глинки. Выявить новаторство Глинки. Былина
Гусли
Песнь Баяна
Иллюстрации (гусли, Гусляр Баян)
  Знать содержание оперы
3(11)     Музыкальные характеристики комических и фантастических образов в опере «Руслан и Людмила». 1. Дать музыкальную характеристику героям оперы на основе прослушанных фрагментов. Форма рондо Сцена Фарлафа и Наины
Марш Черномора
Видеофрагменты оперы
Музыкальный анализ прослушанных фрагментов Нарисовать рисунок к опере
4-5
(12-13)
    Роман Пушкина «Евгений Онегин» в опере П. И. Чайковского.
 
 
1.Ознакомить с историей возникновения оперы «Евгений Онегин» Чайковского. Сделать музыкальный анализ  фрагментов оперы. Либретто Портрет Чайковского, иллюстрации к поэме, опере
Фрагменты из оперы (аудио и видео)
  Выучить слова песни
6
(14)
    Романсы на стихи Пушкина. 1.Ознакомить с романсами на стихи Пушкина и дать музыкальную характеристику произведениям. Рассмотреть образный план романсов. Романс
 
Портреты композиторов, обращавшихся к творчеству Пушкина.
“Я помню чудное мгновенье” М.И.Глинка
 
Сдача песни Подготовиться к контрольному уроку
7
(15)
    Итоговый урок по теме «Музыка и Пушкин». Музыкальная викторина 1.Обобщить пройденный материал с помощью музыкальной викторины и контрольных вопрос   Произведения Чайковского, Глинки. Музыкальная викторина Повторить музыкальные термины
8
(16)
    Творческая работа «Музыкальный анализ произведения».  1.Развитие навыков пользования музыкальной терминологией. 2.Воспитание через эмоциональное восприятие любви к музыке России.   Видеофрагменты оперы Музыкальный анализ произведения  

3 четверть
«Зарубежные писатели и музыка»

№ урока Дата
(план)
Дата
(факт)
Тема урока Цели и задачи урока Теория музыки,
термины
Музыкальный, иллюстративный материал Формы контроля Домашнее задание
1
(17)
     Введение в тему: «Зарубежные писатели и музыка». 1.Раскрыть тему: «Зарубежные писатели и музыка». Усвоение понятия «либретто». Страницы биографии Прокофьева Портреты Прокофьева, Ш.Перро
Вступление к балету «Золушка»
  Вспомнить сказки Ш.Перро
2-3
(18-19)
    Сказка Ш. Перро «Золушка» в балете С. Прокофьева 1. Познакомить с драматургией балета. Определить связь литературного произведения и балета и их различия. Сделать музыкальный анализ услышанным фрагментам. Балет
История создания балета «Золушка»
Иллюстрации к балету
Па де шаль
Гавот
Полночь
Песни к 23 февраля
Устный опрос по теме Нарисовать рисунок к балету
4
(20)
    Драма Шекспира и балет Прокофьева «Ромео и Джульетта». 1. Раскрыть драматургию балета Прокофьева. Ознакомить с творчеством Прокофьева, Шекспира. История создания произведений Портрет Шекспира, Прокофьева
Вступление к балету
Монтекки и капулетти
Джульетта-девочка
Песни о женщине
Муз-образный план фрагментов балета Знать содержание балета
5
(21)
    Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского 1.Сделать музыкально- образный анализ увертюры – фантазии. Развитие хоровых навыков на выученных песнях. Увертюра-фантазия Фрагменты увертюры-фантазии
Видео-фрагменты мюзикла “Ромео и Джульетта”
  Выучить текст песни
6
(22)
    В. Гюго «Король забавляется» в опере Дж. Верди «Риголетто». 1. Ознакомить с биографией и творчеством Верди. Раскрыть содержание оперы. Творчество Верди
История создания оперы
Портрет Дж.Верди
Фрагменты оперы
Сдача песни Знать содержание оперы
7
(23)
    Общее и различие литературного произведения и оперы «Риголетто». 1.Определить связь первоисточника и оперы и их отличия. Дать музыкальную характеристику героям оперы. Ария Ария Джильды
Финал оперы
  Характеристика героев оперы
8-9
(24-25)
    Жорж Бизе, опера «Кармен». 1. Закрепление пройденных тем. Ознакомить с творчеством Ж. Бизе. Раскрыть драматургию оперы, ее связь и отличия от первоисточника. Дать музыкальную характеристику героям оперы. Творчество Ж.Бизе
История создания оперы
Увертюра
Хабанера
Сцена гадания
Финал оперы
  Знать содержание оперы
10
(26)
    Родион Щедрин «Кармен – сюита». 1. Сделать музыкальный анализ «Кармен-сюиты». Ознакомить с творчеством Щедрина. Сюита Фрагмент “Кармен-сюиты” Устный опрос
Муз. анализ произведения
Подг. к контрольному уроку
11
(27)
    Итоговый урок. Музыкальная викторина. Усвоение и обобщение пройденных тем и музыкальных фрагментов.   Произведения Прокофьева, Верди, Бизе. Музыкальная викторина  

4 четверть
«Музыка и изобразительное искусство»

№ урока Дата
(план)
Дата
(факт)
Тема урока Цели и задачи урока Теория музыки,
термины
Музыкальный, иллюстративный материал Формы контроля Домашнее задание
1
(28)
     Живописность в музыке М.Мусоргского. 1.Ввести в тему “Музыка и ИЗО”, на примере произведения “Рассвет на Москве-реке” Мусоргского.
 
Живописность в музыке Ввести в тему “Музыка и ИЗО”, на примере произведения “Рассвет на Москве-реке” Мусоргского.
 
  Выучить текст песни
2
(29)
 
    Образность в сюите Мусоргского “Картинки с выставки”. 1. Раскрыть музыкальные и живописные образы в сюите “Картинки с выставки” Мусоргского.
2.Разучить песни о Великой Отечественной Войне.
Сюита Иллюстрации картин Гартмана
Мусоргский сюита “Картинки с выставки”
Тухманов “День Победы”
Сдача песни Учить слова песни
3
(30)
    Музыкальные рисунки Лядова. 1.Ознакомить с творчеством Лядова.
2.На основе прослушанных фрагментов музыки Лядова изобразить собственные создавшиеся образы, с помощью слов и изобразительных средств.
Изобразительность в музыке Лядов “Кикимора” Музыкальный анализ произведения Лядова Нарисовать рисунок к музыке Лядова.
4-5
(31-32)
    Импрессионизм в музыке и живописи. 1.Ознакомить с историей возникновения импрессионизма.
2. Дать характеристику этого направления.
3. На музыкальных и живописных примерах выявить общие черты.
Импрессионизм Дебюсси “Празднества”,
“ Послеполуденный отдых Фавна”
Равель “Болеро”
  Выучить консект
6
(33)
    Творческая работа “Музыка и живопись”. 1. Сделать музыкально-образный анализ прослушанного произведения, пользуясь музыкальной терминологией.
2.Развитие хоровых навыков .
  Бородин Симфония №2 1ч.“Богатырская”.
Репродукции картин Васнецов “Богатыри”, Левитан “Весна”, Корин “Александр Невский”
Музыкальный анализ произведения Подготовиться к контрольному тесту
7
(34)
    Итоговый тест за год. 1. Организовать деятельность учащихся, направленную на развитие творческих, артистических способностей.   Произведения Лядова, Мусоргского и композиторов - импрессионистов Итоговый тест
Музыкальная викторина
Повторить слова песен.
8
(33)
    Обобщающий урок. Обобщить музыкальный и теоретический материал.   Произведения, пройденные за год. Мини-концерт. Знать слова песен.

7 класс
“Этапы развития музыкального искусства”
1 четверть
“Рождение музыкального искусства”
 

№ урока Дата
(план)
Дата
(факт)
Тема урока Цели и задачи урока Теория музыки,
термины
Музыкальный, иллюстративный материал Формы контроля Домашнее задание
1        Введение. Кто изобрел музыку?  1.Ввести в тему: «Рождение музыкального искусства»
2.Рассмотреть различные версии возникновения музыки.
Музыка
9 муз
Песни о школе, осени.
Репродукции с изображением богов, муз.
  .Составить крассворд из новых слов
2     Музыкально-художественный синкретизм первобытного общества. 1.Выявить связь музыки первобытного общества с трудовыми процессами. Ритм
Мелодия
Хоровой танец
Изображение первобытного человека в муз.-танц. действе.
Первобытные муз. инструменты
Устный опрос по предыдущей теме  Выучить конспект
3     Миф в античной музыке.
Мифологический сюжет в опере Глюка “Орфей и Эвредика».
1.Выявить главные признаки античной культуры.
2.Знакомство с мифом об Орфее.
3.Оознвкомить с музыкальными фрагментами оперы.
Миф
Античность
Лира
Орфей
«Миф об Орфее» (чтение)
Глюк, опера «Орфей и Эвредика»(фрагменты)
Портрет В.Глюка
Репродукции античной культуры
Музыкальный анализ произведений Нарисовать рисунок к мифу об Орфее
4     Музыкальная культура Средневековья. 1. Ознакомить с основными чертами эпохи Средневековья.
2. Развитие певческих навыков.
Фольклор
Храмовое искусство
Светское искусство
Репродукции картин эпохи Средневековья   Выучить конспект
5     Основные направления музыки Средневековья. Рыцарская культура. 1.Выявить основные направления в музыке Средневековья.
2.Раскрыть главные черты музыкальной рыцарской культуры.
Карнавал
Баллада, Канцона
Альба, Пасторела
Трубадуры
Труверы
Карнавальные костюмы, рыцарские доспехи.
Шуман, “Венский карнавал”
“Баллада о гордом рыцаре”
Устный опрос Выучить текст песни
6     Православная музыка. 1. Ознакомить с основными жанрами православной музыки.
2.Выявить основные черты на основе прослушанных фрагментов.
Хоровые концерты
Всенощное бдение
Обедня
Знаменный распев
Бортнянский
Чесноков
Сдача песни
“Баллада о гордом рыцаре”
Знать жанры православной музыки
7     Католическая музыка. 1.Выявить основные черты католической музыки.
2.Рассмотреть жанры католических обрядов.
3.Сделать сравнительную характеристику католической и православной музыки.
Месса
Реквием
Вивальди “Глория”
Моцарт “Лакримоза”
Шуберт “Аве Мария”  
  Знать жанры католической музыка
8     Итоговый урок 1 четверти. 1.Обобщить полученные знания. 2.Озвучить ранее выученные песни.   Произведения Средневековой культуры Контрольный тест  

2 четверть
“МузыкаXVI-XVIII веков”

№ урока Дата
(план)
Дата
(факт)
Тема урока Цели и задачи урока Теория музыки,
термины
Музыкальный, иллюстративный материал Формы контроля Домашнее задание
1
(9)
     Музыкальная культура эпохи Возрождения 1. Рассмотреть основные черты музыки Возрождения.
2.Выявить главную особенность – отделение музыки от церковных обрядов.
Ренесанс
Гуманизм
Полифония
Инструментальная музыка
Репродукции картин эпохи Возрождения
Старинные танцы эп.Возрождения
Лассо “Эхо”
  Сделать сообщение о музыке этой эпохи
2
(10)
    Классицизм и барокко как течения в искусстве XVII-XVIIIвеков. Творчество “великого классика”И.С.Баха. 1. Выявить различия между классицизмом и барокко га основе теоретических знаний и музыкальных примерах.
2. Ознакомить с творчеством и биографией Баха.
Классицизм
Барокко
Портреты композиторов (Глюка, Люлли, Генделя и т.д.) Опрос по приготовленным сообщениям Сделать сообщение о музыке этой эпохи
3
(11)
    Галантный стиль (рококо).
Творческий путь Моцарта.
1.Дать характеристику галантного  стиля на основе музыкальных произведений Моцарта.
2.Дать музыкальную характеристику жанра “реквием”.
Рококо
Галантный стиль
Репродукции архитектурных памятников эпохи Рококо.
Портрет моцарта.
Моцарт, “Реквием” (фрагменты)
Творческая работа по прослушанным произведениям Сделать сообщение о музыке этой эпохи
4
(12)
    Опера XVIIIвека. Опера Моцарта «Свадьба Фигаро». 1.Ознакомить с основными видами оперы XVIIIвека.
2.Дать характеристику оперы и ее героям через прослушивание фрагментов оперы.
Опера seria
Buffa
зингшпиль
Моцарт ,опера “Свадьба Фигаро”(Фрагменты) Устный опрос по теме “Галантный стиль”. Знать содержание оперы
5
(13)
    Бетховен как реформатор немецкого  классицизма. 1. Ознакомить с основными этапами жизни Бетховена, проследить творческий путь композитора, рассмотреть фортепианное творчество. Соната
Багатель
Фортепиано
Портрет Бетховена
Симфония №5 (фрагмент)
«К Элизе»
«Лунная соната»
  Знать творческий путь Бетховена
6
(14)
    Симфонизм Бетховена.  1. Ознакомить с жанром “симфонической увертюры”.
2.Прослушать и сделать музыкальный анализ увертюре “Эгмонт” Бетховена.
Симфоническая увертюра
Симфония
Симф.Увертюра «Эгмонт» Сдача песни Выучить конспект
7
(15)
    Романтическое  направление в музыке.  1. Дать характеристику романтического направления в искусстве.
2.На музыкальных примерах выявить основные черты музыки романтизма.
Миниатюра
 
Портреты композиторов – романтиков(Шуман, Шуберт, Мендельсон)
Шуман “Бабочки”
Шопен “Вальс”
Музыкальный анализ произведений композиторов - романтиков Подготовиться к контрольному уроку
8(16)     Итоговый урок по темам
2 четверти.
1.Обобщить пройденный материал с помощью кроссворда и музыкальной викторины.   Произведения Моцарта, Бетховена, композиторв – романтиков. Составить кроссворд
Муз.викторина
 

3 четверть
«Реализм в музыке»

№ урока Дата
(план)
Дата
(факт)
Тема урока Цели и задачи урока Теория музыки,
термины
Музыкальный, иллюстративный материал Формы контроля Домашнее задание
1
(17)
     Реализм в мировой художественной культуре. 1.Ввести  в тему “Реализм в МХК”.
2.Рассмотреть этапы развития реализма.
3.Развитие ансамблевого пения.
Реализм Мусоргский “Рассвет на Москва-реке»
Шопен «Прелюдия»
Сравнительный анлиз произведений Выучить основные понятия по теме
2
(18)
    Реализм в музыке XIXвека в России. 1. Выявить характерные черты в музыке реализма
2.Сделать музыкальный анализ услышанным фрагментам.
Основные направления в музыке реализма Произведения композиторов - реалистов   Выучить конспект
3
(19)
    Глинка – автор первой реалистической драмы. 1.Воспитание национальной гордости 2.Рассмотреть на примере оперы «Иван Сусанин» Глинки реалистические черты музыки.   Глинка, опера “Иван Сусанин” (фрагменты) Устный опрос Знать историю создания оперы
4
(20)
     Композиторы «Могучей кучки». 1.Ознакомить с творчеством «Могучей кучки», основными  направлениями деятельности на музыкальных примерах. Композиторы “Могучей кучки” Портреты композиторов “Могучей кучки”
Мусоргский “Ночь на лысой горе”
Сдача песни Выучить конспект
5-6
(21-22)
    Реализм в творчестве А.П.Бородина. 1. Ознакомить с биографией и творчеством Бородина.
2.Расскрыть содержание оперы “Князь Игорь”.
Творчество Бородина Бородин, опера “Князь Игорь” (Видео-фрагменты оперы)
 
  Знать содержание оперы
7
(23)
    Реализм в таорчестве Мусоргского. 1.Раскрыть реалистические черты в опере “Борис Годунов».
2.Дать музыкальную характеристику героям оперы.
  Мусоргский, опера “Борис Годунов” (фрагменты)   Знать основные моменты оперы
8
(24)
    Реализм Римского-Корсакова. 1. Ознакомить с творчеством Римского-Корсакова.
2.Раскрыть драматургию оперы “Садко”, дать музыкальную характеристику героям оперы.
Опера-былина Римский-Корсаков, опера “Садко” (фрагменты) Музыкальный анализ фрагмента оперы Выучить текст песни
9
(25)
    Симфонизм Римского-Корсакова. 1. Раскрыть образный план сюиты “Шехеразада”.
2.Развитие творческих способностей и образного мышления.
.симфоническая увертюра Римский-Корсаков, сюита “Шехеразада” Творческая работа по сюите Сделать сообщение о музыке этой эпохи
10
(26)
    Основные направления в музыке концаXIX-XX века. 1.Дать характеристику основным направлениям в музыке данного периода. Импрессионизм Дебюсси “Лунный свет”
Равель ”Болеро”
  Выучить конспект
11
(27)
    Обобщающий урок по темам 3 четверти. 1.Обобщить пройденный материал.
2.Озвучить любимые песни.
  Произведения композиторов - реалистов Контрольный тест за 3 четверть  

4 четверть
«Музыка XX века»

№ урока Тема урока Цели и задачи урока Теория музыки,
термины
Музыкальный, иллюстративный материал Формы контроля Домашнее задание
1
(28)
 Истоки джаза.
 
1.Проследить историю возникновения джаза.
2. Выявить отличительные черты джаза.
 
Джаз
Спиричуэл
Импровизация
Спиричуэл (в исп. Барбары Хэндрикс)
Песня о молоте
  Подготовить сообщение или презентацию о любимой группе, певце
2
(29)
Блюзы и зарождение инструментального джаза. 1. Ознакомить с понятием «блюз». 2.Проследить зарождение инструментального джаза. Блюз
Бит
Свинг
Блюз Сообщения детей о группе, певце Выучить теорию
3
(30)
Взаимопроникновение симфонизма и джаза в музыке Гершвина. 1.Рассмотреть понятие «симфоджаз» на основе творчества Гершвина и его произведений. Симфоджаз Гершвин «Голубая рапсодия» Музыкальный анализ данного произведения Выучить слова песни
4
(31)
Русский джаз и его развитие.
 
1.Выявить истоки русского джаза и проследить его развитие. 2.Рассмотреть характерные черты.
 
Русский джаз
 
Песни Дунаевского
Русские джазовые оркестры
Утесов
Сообщения детей о группе, певце Подготовить сообщение или презентацию о любимой группе, певце
5
(32)
Зарождение рок-н-ролла. Элвис Пресли. 1.Разобрать историю возникновения рок-н-ролла на основе творчества Элвиса Пресли.
2.Выявить характерные черты рок-н-ролла.
Рок-н-ролл Песни в исполнении Элвиса Пресли Сообщения детей о группе, певце Выучить слова песни
6
(33)
Творчество группы «Битлз».     1. Познакомить с творчеством группы «Битлз». Закрепить знания о понятиях: джаз, блюз, симфоджаз, рок-н-ролл. Квартет Песни в исполнении группы “Битлз” Сообщения детей о группе, певце
Устный опрос по терминам
Подготовиться к контрольному тесту
7
(34)
Контрольный тест за год. Обобщить пройденный материал за год. Озвучить песни, полюбившиеся учащимся.   Мини-концерт из выученных песен Контрольный тест за год Повторить слова песен
8
(35)
Обобщающий урок. Музыкальные группы и певцы современности. Познакомить с творчеством современных музыкальных групп и популярных певцов. Рок музыка Музыка любимых современных исполнителей. Защита проектов по музыке.  

Категория: 

Оценить: 

Средняя: 3.5 (2 оценки)

Добавить комментарий

 __     __  _   _   __  __    ____   _____   ____ 
\ \ / / | | | | | \/ | / ___| |__ / / ___|
\ \ / / | |_| | | |\/| | | | / / | |
\ V / | _ | | | | | | |___ / /_ | |___
\_/ |_| |_| |_| |_| \____| /____| \____|
Enter the code depicted in ASCII art style.

Похожие публикации по теме