Рабочая программа дополнительного образования «Вокальное искусство»
(художественно-эстетическоенаправление)
для 2-7 класса на 2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка | ||||||||||||||||||
Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе | Образовательная программа дополнительного образования «Вокальное искусство» реализуется в художественно-эстетической направленности. Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к современной эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитание нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей. В отличие от существующих программ данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. |
|||||||||||||||||
Кому адресована программа | Учащимся 2 – 7классов, второй год обучения. | |||||||||||||||||
Нормативная база | 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009г. 2. Программа Г.В. Палашкиной, одобренной НМЦ по художественному образованию Министерства культуры РФ. 3. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №8. |
|||||||||||||||||
Цель | Приобщение ребёнка к искусству сольного пения и пения в вокальном ансамбле, развитие мотивации к творчеству; формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства. | |||||||||||||||||
Задачи | В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач. Обучающие: • сформировать навыки певческой установки обучающихся; • научить использовать при пении мягкую атаку; • сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память; • обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля; • сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса. Развивающие: • развить мелодический слух; • совершенствовать речевой аппарат; • развить вокальный слух; • развить певческое дыхание; • развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность; • развить гибкость и подвижность мягкого нёба; • расширить диапазон голоса; • развить умение держаться на сцене. Воспитательные: • воспитать эстетический вкус учащихся; • воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом; • воспитать чувство коллективизма; • способствовать формированию воли, взаимодействию с партнёрами; • воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества; • воспитать готовность и потребность к певческой деятельности. |
|||||||||||||||||
Ценностные ориентиры программы | Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. Раскрытие творческих способностей и талантов детей. Ценности: уважения к творчеству и труду старших и сверстников; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, ценностного отношения к учёбе как виду творческой деятельности. |
|||||||||||||||||
Тип занятия | Кружок. | |||||||||||||||||
Сроки реализации программы, формы и режим занятий | Программа рассчитана на 1 год обучения. В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение). В учебном плане вокальной группы предусмотрено 60 часов учебных занятий в год, занятия проводятся 2 раза в неделю. Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах, экскурсии. | |||||||||||||||||
Основные содержательные линии | Постановка голоса. Развитие музыкального слуха. Работа над произведением:Показ педагога. Разучивание музыкального и поэтического текстов.Работа над вокальной партией Выразительность исполнения. Работа с микрофоном Формирование и развитие сценических навыков (выступления на сцене, конкурсах и мероприятиях разного уровня). История музыки.Прослушивание музыкальных записей. Посещение музыкальных спектаклей, концертов.Репетиционные занятия. |
|||||||||||||||||
Требования к уровню подготовленности обучающихся | Предполагается, что в конце обучения обучающиеся должны: - чисто интонировать, петь на дыхании; - петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы; - должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус. - петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки; - петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук; петь на цепном дыхании; - петь под фонограмму в группе и соло; - уметь вести себя в коллективе. - соблюдать при пении певческую установку; - уметь петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню; - уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ; - обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью; - испытывать потребность к певческой деятельности. |
|||||||||||||||||
Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса | ||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Итоговый контроль | Общие критерии оценивания результатов • Владение знаниями по программе. • Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах. • Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе. • Уровень воспитанности и культуры учащихся. • Творческий рост и личностные достижения воспитанников. Критерии замера прогнозируемых результатов: 1. Педагогическое наблюдение 2. Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через: • участие в конкурсах, фестивалях, смотрах; • концертную деятельность. Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов): • Педагогические наблюдения. • Открытые мероприятия. • Итоговые занятия. • Концертные выступления. • Конкурсы, фестивали, смотры. |
|||||||||||||||||
Учебно-методический комплект | Программа Г.В. Палашкиной, одобренной НМЦ по художественному образованию Министерства культуры РФ. Фонограммы песен (плюс и минус) Сборники песен и текстов. |
|||||||||||||||||
Условия реализации программы | - наполняемость группы 12 - 15 чел.; - занятия проводятся 2 раза в неделю; - 60 часов за год; - продолжительность занятия 45 мин. - занятия проводятся в кабинете № 413, актовом зале; - каждый обучающийся имеет свое место; - свободное пространство для музыкально-ритмических движений; - высшее музыкально-педагогическое образование учителя. |
|||||||||||||||||
Оборудование | - музыкального инструмента (фортепиано), фонохрестоматии, дисков с музыкальными произведениями, фонограммами, - медиа проектор, компьютер; - нотная литература; наглядные пособия; дидактический материал для распевок. - учебный кабинет, актовый зал; - микрофоны, микшерский пульт; - учебные столы; - доска (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов); - экран. |
|||||||||||||||||
Список литературы для учителя | 1. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998. 2. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007. 3. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004 4. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997 5. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998. 6. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998. 7. Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", Павлодар, 2012г. 8. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000. 9. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997. 10. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000. 11. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998. |
|||||||||||||||||
Список литературы для обучающихся | 1. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993. 2. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003. 3. Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", учебное пособие, Павлодар, 2012г. 4. Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", сборник упражнений, Павлодар, 2012г. |
№п/п | Дата | Темы занятий | Базовые знания и понятия. | Требования к уровню подготовленности. | Вид контроля | Примечания |
1четверть | ||||||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. |
Вокал. | Уметь работать с информацией. Знать технику безопасности. |
Входящий контроль | ||
2-3 | История музыки | Певческий голос. | Знать строение певческого голоса | |||
4-6 | Разучивание музыкального и поэтического текстов. | Уметь находить информацию, песни в Интернете. Уметь слышать себя и соотносить свой голос со звучанием инструмента. | ||||
7-8 | Вокальные голоса | Певческие голоса (женские, мужские) | Уметь охарактеризовать услышанные голоса | |||
2 четверть | ||||||
9-12 | Репетиционные занятия | Песня | Уметь чисто интонировать, петь на дыхании; | |||
13 | Эстрадные певцы | Эстрада | Знать имена знаменитых эстрадных певцов | |||
14-16 | Современные детские вокальные коллективы | Детские голоса | Знать российские детские коллективы эстрадной песни. | |||
17-19 |
Выбор песни для сольного исполнения. | Проект, проектант. Певческая установка. |
Уметь находить информацию, песни (плюс и минус) в Интернете. Уметь сформулировать цель своей деятельности. |
|||
20-22 | Работа над постановкой голоса. |
Артикуляционная гимнастика, упражнения. | Уметь интонировать мелодию; Уметь координировать слух и голос; Уметь слышать себя и соотносить свой голос со звучанием инструмента. |
Промежуточный контроль | Мини-концерт в классе | |
23-24 | Работа с певческим дыханием. | Певческое дыхание | Уметьработать в команде. Уметь правильно брать певческое дыхание; Уметь распределять дыхание при исполнении песен. |
Работа по группам | ||
3 четверть | ||||||
25-26 | История музыки | Песни народные, композиторские, стилизованные | Знать отличия различных жанров песен. |
|||
27-30 | Разучивание музыкального и поэтического текстов. | Уметь петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы. | ||||
31-33 | Репетиционные занятия | Уметь правильно формировать гласные и произносить согласные звуки. | ||||
34-35 | Работа с певческим дыханием. | Певческое дыхание. Виды певческого дыхания | Уметь петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук; петь на цепном дыхании; | |||
36-39 | Работа над вокальной партией | Мелодия | Уметь петь чистым естественным звуком, легко, нежно, звонко, мягко. | |||
40-41 | Выразительность исполнения | Эмоции | Уметь петь выразительно, эмоционально. | |||
42-43 | Работа с фонограммой | Фонограмма | Уметь петь под фонограмму минус. | |||
44-46 | Работа с микрофоном. | Микрофон | Уметь правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки; Ознакомиться с некоторыми приёмами работы с микрофоном. |
|||
47 | История музыки | Эстрадная песня | Знать особенности эстрадной песни | |||
48-49 | «Сценическая культура» | Сценическая культура. | Уметьвести себя на сцене. Уметь раскрывать художественный замысел исполняемых произведений; творчески взаимодействовать со всеми участниками выступления. |
|||
50-56 | «Работа над репертуаром» | Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен. | Уметьиспользовать практические умения и навыки в вокальном творчестве. | |||
57-59 | Представление результатов деятельности. | Уметьоценивать свою работу, свой продукт деятельности. | Итоговый контроль | Мини-концерт в классе. | ||
60 | Итоговое занятие |
Содержание тем программы.
1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Обучающиеся знакомятся с помещением, реквизитом, музыкальными инструментами. Изучают технику безопасности и правила поведения на занятиях.
2. Постановка голоса.
Практические занятия. Упражнения на дыхание, звукообразование, развитие певческого диапазона. Распевание. Элементарные представления не только о строении голосового аппарата, но и о том, что такое:
- правильная постановка корпуса при пении;
- певческое дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержка вдоха перед началом пения (люфт-пауза), выработка равномерного выдоха;
- правильное певческое формирование гласных звуков в сочетании с согласными, четкое произношение согласных;
- слуховое осознание чистой интонации;
Пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе, с использованием следующих интервалов:
- на зубные язычные согласные – Д, З, Т, Р, Л, Н;
- на губные – Б, П, В, М;
3. Развитие музыкального слуха.
Практические занятия.Упражнения на развитие музыкального слуха. Работа над координацией слуха и голоса. Вводятся упражнения с использованием гаммы, арпеджио. Наряду с упражнениями используется пение романсов, классических и современных, песен военных лет, отечественных популярных песен.
4. Формирование и развитие сценических навыков.
Практические занятия.Элементы актерского мастерства. Развитие сценического обаяния.
5. Работа над произведением:
Показ педагога (демонстрация, исполнение произведений искусства, сопровождаемое рассказом об этом произведении) проводится, как правило, самим педагогом и используется как вводное занятие при знакомстве с музыкальным репертуаром.
Разучивание музыкального и поэтического текстов.
Работа над вокальной партией.
Выразительность исполнения - продолжается работа над укреплением вокально-технических навыков и освоением эстрадного вокального репертуара. Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение. Развитие творческих способностей, на основе вариантности мелодий, стремления к самостоятельности в осмыслении трактовки произведения.
Работа с микрофоном. Формирование умения работать с профессиональной фонограммой «минус» и микрофоном. Работа над нахождением и становлением сценического образа обучающегося.
6. История музыки.
Рассмотрение исторических этапов развития мировой музыкальной культуры.
7. Прослушивание музыкальных записей. Знакомство с музыкой различных эпох и стилей.
Практические занятия. Прослушивание американской музыки 20-30-х годов ХХ века. Фольклор, джаз, классика.
8. Посещение музыкальных спектаклей, концертов.
Практические занятия. Посещение концертов, оперных и музыкальных спектаклей. Экскурсии в музеи певцов и композиторов с прослушиванием музыкальных произведений.
9. Репетиционные занятия.
Практические занятия.Работа над произведением. Развитие музыкально-образного мышления. Работа над репертуаром. Подготовка к концертным выступлениям, подготовка костюмов, сцены, реквизита, музыкальных записей.
10. Итоговое занятие.
В конце года проводится итоговое занятие с подробным анализом работы за год.
Методические рекомендации
Основным направлением художественного творчества является всемерное содействие духовно-нравственному, интеллектуальному и эмоциональному развитию детей. Формирование духовного мира детей, развитие творческих способностей и профессиональной ориентации возможны при глубоком усвоении и знании вокальной культуры. В свете вышесказанного, воспитание самостоятельной активной личности ребёнка приобретает особую актуальность. Отсюда и необходимость продуманности учебно-воспитательной работы, основанной на принципах творческого обучения.
Для эффективности развития эмоциональности детей важно научить видеть, услышать красоту того, что есть в окружающем мире. Услышать красоту музыкальных звуков.
При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности детей. Лучшие воспитанники участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с детьми.
При нормальном развитии ребёнка в формировании его голосовой функции и речи специалисты не вмешиваются. Голос и речь ребёнка формируются исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, т.е. отнюдь не в оптимальном направлении и с множеством случайных и вредных воздействий.
Результат – неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, неадекватность эмоциональной детонации в речи, «гудошники» в пении, хриплые голоса при здоровой гортани и т.д. Поэтому решающим мотивационным фактором в приобщении воспитанников к вокальному искусству является постепенное формирование эталона певческого звука.
Воспитание вокальных навыков требует от детей постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Легкость обучения здесь только кажущаяся.
Пению, как любому виду искусств, необходимо учиться терпеливо и настойчиво. При этом необходимо обязательно помнить, что любое обучение не должно наносить ущерб духовному и физическому здоровью детей. Ведь для ребёнка обучение пению – это бесконечный путь развития и совершенствования своего голоса, певческой технологии, исполнительских возможностей, а через них – развитие и совершенствование своей личности.
Пение помогает личности развиваться, опираясь на основные моральные и нравственные критерии, понятия добра и зла. Такие качества как доброта, искренность, обаяние, открытость в сочетании с мастерством должны сопровождать маленького артиста всю жизнь.
Начальный этап формирования вокально-хоровых знаний, умений и навыков как особо важный для индивидуально-певческого развития каждого участника ансамбля.
Начало формирования всех основных вокально-хоровых навыков с самого начала занятия. Обучение умению соблюдать в процессе пения певческую установку; правильному звукообразованию (мягкой атаке); сохранению устойчивого положения гортани; спокойному, без поднятия плеч, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно-активному, экономному вдоху.
Формирование у всех воспитанников основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности, разборчивости, ровности по тембру, пения вибрато), сохранение выявленного педагогом у каждого воспитанника индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсированно по силе звучания.
Обучение непринужденному, естественно льющемуся пению, гибкому владению голосом. Правильное формирование гласных и обучение детей четкому, быстрому произнесению согласных. Выработка унисона, обучение двухголосию при использовании для этого различных приёмов, последовательность которых и связи устанавливаются в зависимости от особенностей состава группы.
Обучение петь без сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении, слушать всю партию, всю группу, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра, изживая недостатки в технике исполнения и в звучании голоса; одновременно со своей партией или группой усиливать или ослаблять звучность, выдерживать постоянный темп, а если нужно, вместе со всеми ускорять или замедляя его; правильно исполнять ритмический рисунок, одновременно с партией, группой произносить согласные, начинать и завершать произведение.
Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное на упражнениях в исполнение произведений.
Развивать творческие способности, используя импровизации и приобщаясь к осмыслению трактовки произведения. Формирование умения читать ноты, упорно, настойчиво трудиться. На этой основе обучение осмысленному, выразительному, художественному ансамблевому исполнительству.
При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности детей. Лучшие учащиеся участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с детьми.
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией таблиц и наглядных пособий (наглядные методы), а так же практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления информации в виде вокально-хоровой работы.
Основная часть занятий проводится в игровой форме. В игре поведение детей приобретает социальное значение, создаются условия для эстетического и духовного развития личности. Важным является тематическое построение занятия, отражающее основные закономерности и функции музыкального искусства.
Все методы и приёмы музыкального обучения находятся в тесной взаимосвязи. Взаимодействие разнообразных методов и принципов работы помогает педагогу реализовать цель – формировать музыкальную культуру детей.
Необходимо живое общение педагога с детьми, позволяющее легко переходить от хорошо знакомого материала к новому, от простого к сложному, поскольку носит эмоциональный характер. Методы музыкального воспитания представляют собой различные способы совместной деятельности учителя и детей, где ведущая роль принадлежит педагогу. Развивая воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, педагог стремиться к тому, чтобы общение с искусством вызывало у ребят чувство радости, проявлению их активности и самостоятельности. Такой процесс восприятия информации наиболее эффективен.
Дидактический принцип построения материала «от простого к сложному» может быть реализован, например, в вокально-хоровой работе. Пение учебного материала начинается с упражнений, маленьких попевок, песен, и с постепенным усвоением материала песенный репертуар усложняется. По этому же принципу происходит и использование метода «забегания» вперед и «возвращения» назад. Педагог давая материал годового курса «забегает» вперед, приоткрывая завесу знаний будущих лет, в последствие повторяя пройденный материал.
Совместная подготовка педагога и детей к проведению праздников реализуется по принципу педагогического сотрудничества. Управление педагогическим процессом осуществляется через создание условий.
Реализацию творческого потенциала ребёнка, самостоятельную деятельность, приобретение навыков и умений.
При подготовке к праздникам, привлекая детей к вокально-хоровой работе, следует учитывать желание и тягу каждого участника, его психологический настрой. «Зажатый» ребёнок плохо осваивает материал и ощущает страх, поэтому необходима дополнительная, индивидуальная работа.
В процессе межличностного общения в цепи «педагог – ребёнок» реализуется коммуникативный потенциал ребёнка и формируется его мировоззрение.
Получая информацию от педагога, каждый ребёнок и группа в целом включаются в диалог, совместный поиск решения. Дети учатся активно мыслить, применяя полученные знания в творческом процессе.
Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях.
В начальной стадии работы над произведением педагог использует: словесный, наглядно-слуховой, метод обобщения и метод анализа.
От педагога требуется умение сочетать различные методы и виды работы в зависимости от музыкального опыта детей.
Универсальный план работы с вокалистами
1. Ознакомление с песней, работа над дыханием:
· знакомство с мелодией и словами песни;
· переписывание текста;
· ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением музыкальных фраз кульминации песни;
· регулирование вдоха и выдоха.
2. Работа над образованием звука:
· проверка усвоения текста песни;
· работа по закреплению мелодической основы песни;
· постановка корпуса, головы;
· рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее небо);
· атака звука;
· закрепление материала в изучаемой песне.
3. Работа над чистотой интонирования:
· проверка усвоения песни и мелодии в целом;
· слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам;
· исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.
4. Работа над дикцией:
· музыкальныераспевки в пределах терции в мажоре и миноре;
· выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний звуков;.
5. Работа с фонограммой:
· повторение ранее усвоенного материала;
· определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента;
· определение темпа, динамических и агогических оттенков;
· исполнение песни с учетом усвоенного материала.
6. Работа над музыкальной памятью:
· музыкальныераспевки с учетом расширения звукового диапазона;
· запоминание ритмической основы аккомпанемента;
· запоминание динамических и агогических оттенков мелодии;
· запоминание тембров аккомпанемента.
7. Работа над сценическим имиджем:
· закрепление ранее усвоенного материала;
· воссоздание сценического образа исполнителя песни;
· практическое осуществление сценического образа исполняемой песни.
8. Умение работать с микрофоном:
- технические параметры;
- восприятие собственного голоса через звуко-усилительное оборудование;
- сценический мониторинг;
- малые технические навыки звуковой обработки;
- Взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при использовании радиосистем.
Добавить комментарий