ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная программа по кружку «Вокальный ансамбль» составлена на основе типовой программе, утвержденной приказом Министерством культуры СССР от 28.05.87.
ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ – жизнеспособная форма в концертной практике и в музыкальном быту. Ансамблевое пение – исторически сложившаяся форма музицирования русского народа, которое сопровождало людей в течение всей их жизни. Правомерно говорить об ансамблевом пении как о русской традиции.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
- Средняя школа.
- Кружок ансамблевого пения.
- Тип программы: адаптированная.
- Музыкально – эстетическое направление.
- Продолжительность освоения: 2 года.
- Возраст детей 9 – 13 лет.
- Форма организации образовательного процесса – комплексная.
- Количество детей: 15.
ЦЕЛЬ – ансамблевое пение, как средство формирования творческих способностей учащихся.
Задачи:
- сформировать вокально–технические и исполнительские навыки, необходимые для ансамблевой работы;
- развить навыки исполнительства без участия дирижёра;
- обучить умению держать интонационный строй, следить за изменением темпа.
Коллектив ансамблевого кружка организован на базе школы № 8, где предусмотрены занятия с детьми младшего и среднего возраста, по привитию певческих навыков, развитию музыкального слуха и творческих способностей.
Особенности работы с ансамблем младшего школьного возраста обусловлены прежде всего возрастными возможностями детей в восприятии и воспроизведении музыки.
Для детей характерна неразвитость голосовых мышц, короткое дыхание, неширокий диапазон. Поэтому, основными требованиями являются легкое, светлое, небольшое по силе звучания пение, музыкально- образная выразительность.
Сохранить интерес детей на протяжении всего занятия и решить задачи их музыкального развития поможет умелое чередование различных форм работы при пении произведения – это показ рукой движения, направления мелодии, пение произведения с сопровождением и без сопровождения, использование шумовых инструментов для ритмического сопровождения.
Одной из важнейших задач руководителя является пение acapella: при таком пении обостряются слуховые ощущения у детей, быстрее достигается ровность звучания, выработка чистого унисона, точность воспроизведения ритмического рисунка и динамических оттенков.
Однако, эта задача нелегка для детей, поэтому следует осторожно приучать детей к пению без сопровождения.
Правильное пение на занятиях ансамблевого кружка поможет детям развить музыкальный слух, уверенно, выразительно, не форсируя звука исполнять детские песни, научить бережно относиться к своему голосу.
Кроме работы по формированию музыкальных способностей, хотела бы создать модель общения, направленную на развитие индивидуальности ребенка, его социальной и нравственной активности, с учетом его личностных особенностей.
Организация учебно-воспитательного процесса:
Программа рассчитана на два года обучения. Возраст детей 9 – 12 лет.
Форма проведений занятий:
- работа с отдельной группой (от 3 до 7 человек);
- индивидуальная работа (подготовка сольных номеров).
Формы подведения итогов реализации программы:
- участие в концертах для родителей.
При групповых занятиях вокального ансамбля сохраняется индивидуальный подход к певцам в отношении характера и объема требований в выборе методики занятий, в подборе репертуара.
Весьма существенным условием ансамблевого пения является постоянное соблюдение чистоты интонации. Все участники должны чувствовать и сохранять точный интонационный строй, без чего не может быть качественного исполнения.
Изучение произведения желательно начинать с литературного текста. Исполнителям полезно осмысленно и по возможности эмоционально вслух читать поэтический текст изучаемого произведения, выделяя главные мысли, наиболее важные слова. Затем ведётся работа над изучением мелодии.
Вокальный ансамбль нужно обеспечить посильным и интересным репертуаром. К выбору его надо подойти строго индивидуально, учитывая вокально-исполнительские данные и возможности развития школьников. Общеизвестны художественные достоинства и вокальность народных песен, мелодии их рекомендуется петь и без сопровождения, что обостряет чувство лада, развивает точность интонирования. Большое внимание следует уделять произведениям современных авторов, включая и эстрадные песни. Это приблизит учащихся к современной концертной практике, явится для них хорошим стимулом в работе. При выборе репертуара рекомендуется учитывать не только его учебно-педагогическую ценность, но и пригодность к концертному исполнению.
Цели и задачи:
2. Развивать у детей артикуляционный аппарат, учить произносить отчетливо слово.
3. Расширять певческий диапазон, учить петь выразительно, без напряжения, плавным, лёгким звуком.
4. В процессе работы над произведением учить находить новые грани произведения.
2. Голосовой аппарат.
3. Исполнительское дыхание.
4. Певческая установка.
5. Звукоряд, музыкальные термины.
УПРАЖНЕНИЯ
- упражнения на расширение дыхания;
- упражнения на устойчивость дыхания;
- упражнения на гибкость голоса;
- артикуляционные упражнения;
- упражнения на динамику звука;
- ритмические упражнения;
- соединение гласных и согласных.
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ
- правила поведения в общественном месте.
РАБОТА НАД РЕПЕРТУАРОМ
- разучивание музыкального текста;
- работа над чистотой интонации;
- заучивание и осмысливание художественного текста;
- ритм, динамика, характер;
- целостное восприятие и воспроизведение произведения.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
2. Голосовой аппарат – из чего состоит голосовой аппарат, как функционирует, образование звука;
3. Певческая установка – что включает в себя: положение головы, корпуса, рук, ног.
4. Исполнительское дыхание – чем отличается от обычного, как правильно брать и распределять его.
5. Звукоряд, музыкальные термины – показ рукой направления мелодии, пение звукоряда (вверх, вниз). Знакомство с основополагающими музыкальными терминами.
УПРАЖНЕНИЯ
2. Артикуляционные упражнения – четкое произношение гласных и согласных звуков (скороговорки).
3. Упражнения на динамику – пение попевок в различных динамических оттенках.
4. Ритмические упражнения – выделение сильных долей, прохлопывание ритмических рисунков.
БЕСЕДЫ
2. Слушание музыки – слушание записей концертов, солистов.
РАБОТА НАД РЕПЕРТУАРОМ
2. Разучивание музыкального текста – заучивание музыкальных фраз, трудных переходов, сложных оборотов.
3. Работа над чистотой интонации – отработка отдельных трудных оборотов, отдельных интервалов.
4. Заучивание и осмысление художественного текста – о чем песня? Понятны ли слова, смысл песни?
5. Ритм, динамика – динамическая «нить» песни, ритмический стержень (пульс).
6. Работа над созданием художественного образа – уметь выражать чувства, которые вызывает песня.
7. Целостное восприятие и воспроизведение песни – соединение всех наработанных навыков, конечный результат.
УМЕНИЯ, ЗНАНИЯ, НАВЫКИ
2. Уметь пользоваться дыханием.
3. Знать о певческой установке.
4. Должен развиться, в достаточной степени, певческий аппарат.
5. Добиться хорошей устойчивой интонации и чувства ритма.
6. Уметь петь легким, плавным звуком в различных динамических оттенках.
7. Расширить свой кругозор.
АНСАМБЛЬ, ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Цели и задачи:
2. Продолжать работу по развитию артикуляционного аппарата.
3. В процессе работы над произведением, учить находить новые интересные грани произведений.
4. Продолжать расширять певческий диапазон, учить петь выразительно, без напряжения, плавным, легким звуком в различной динамике.
5. Приучать петь и следить за руками дирижера.
6. Дальнейшая работа acapellaи с сопровождением.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Основные темы
2. Голосовой аппарат.
3. Исполнительское дыхание.
4. Певческая установка.
5. Звукоряд, музыкальные термины.
УПРАЖНЕНИЯ:
2. Упражнения на расширение диапазона.
3. Упражнения на устойчивость интонации.
4. Упражнения на гибкость голоса.
5. Артикуляционные упражнения.
6. Упражнения на динамику голоса.
7. Ритмические упражнения.
8. Соединение гласных и согласных.
РАБОТА НАД РЕПЕРТУАРОМ:
2. Разучивание музыкального текста.
3. Работа над чистотой интонации.
4. Заучивание и осмысление художественного текста.
5. Работа над ритмом, динамикой и характером.
6. Целостное восприятие и воспроизведение произведения.
Концертная деятельность: выступления на родительских собраниях, школьных мероприятиях, конкурсах.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
2. Голосовой аппарат: из чего состоит, как функционирует, образование звука.
3. Певческая установка: что включает в себя – положение головы, корпуса и т.д.
4. Исполнительское дыхание: чем отличается от обычного, как правильно брать и распределять его.
5. Звукоряд, музыкальные термины: показ рукой направления мелодии, пение звукоряда вверх и вниз.
УПРАЖНЕНИЯ:
2. Артикуляционные упражнения: четкое произношение гласных и согласных звуков (а, о, у, б, п, р и т.д.)
3. Упражнения на динамику: пение попевок в различных динамических оттенках. Начать с piano, закончить forteи наоборот.
Ритмические упражнения: Выделение сильных долей, прохлопывание ритмических рисунков.
РАБОТА НАД РЕПЕРТУАРОМ:
2. Заучивание музыкального текста: заучивание музыкальных фраз, трудных переходов, сложных оборотов.
3. Работа над чистотой интонации: отработка отдельных оборотов, интервалов.
4. Заучивание и осмысление художественного текста: О чем песня? Понятны ли слова, смысл песни.
5. Работа над созданием художественного образа: уметь выражать чувства, которые выражает песня.
6. Целостное восприятие песни. Воспроизведение: Соединение всех наработанных навыков, конечный результат.
ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ
2. Умение правильно пользоваться дыханием.
3. Добиваться хорошей «чистой» устойчивой интонации и чувства ритма.
4. Знать о певческой установке.
5. Петь ровным, плавным звуком в различных динамических оттенках.
6. Должно развиваться чувство ансамбля.
7. Уметь петь с сопровождением и с фонограммой.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ ПЛАН
- Сад. Р. н.п.
- Со вьюном я хожу. Р. н. п.
- Гном. А. Батуры, С. Черного.
- Воробьиная дискотека. З. Компанейца, П. Синявского.
- Кабы не было зимы. Е. Крылатова, Ю. Энтина.
- Кожаный мяч. Я. Дубравина, В. Суслова.
- Лунная дорожка. Я. Дубравина, М. Пляцковского.
- Малиновая песенка. И. Якушенко, З. Петрова.
- Маячок. М. Славкина.
- Поросенок. Л. Бобровой, А. Усачева.
- Прекрасное далеко. Е. Крылатова, Ю. Энтина.
- Сонная песенка. Р. Паулса, перевод О. Петерсона.
- Собачкины огорчения. А. Заруба, Б. Заходера.
- Сочиненье о весне. Я. Дубравина, Н. Просторовой.
- Старушка и пират. М. Славкина.
- Ты – человек. Е. Крылатова, Ю. Энтина.
- Школьный романс. Е. Крылатова, Ю.Энтина.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Емельянов В. «Вокальные упражнения».
- Орлова Н.Д. «Развитие голоса девочек (о возрастных изменениях)». – М.: 1960.
- Огороднов В. «Вокальное искусство». – Л, 1992.
- Осеннева М.С., Самарин В. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом»// Учебное пособие, 2-е издание. – М.: Академия, 1999.
- Соколов В. Г. «Работа с хором»/ Учебное пособие. – М, 1983.
- Стулова Г. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». – М.: Прометей, 1992.
Добавить комментарий