Вокальное искусство для детей от 8 до 16 лет

Вокальное искусство для детей от 8 до 16 лет

Образовательная программа дополнительного образования «Вокальное искусство» реализуется в художественно-эстетической направленности. Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к современной эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.

Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитание нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей. Целью программы является приобщение ребёнка к искусству сольного пения и пения в вокальном ансамбле, развитие мотивации к творчеству; формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.

«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими! Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите! Если ваша душа поёт, пойте!»

 

В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач.

Обучающие:

  • сформировать навыки певческой установки обучающихся;
  • научить использовать при пении мягкую атаку;
  • сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
  • обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
  • сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.

Развивающие:

  • развить гармонический и мелодический слух;
  • совершенствовать речевой аппарат;
  • развить вокальный слух;
  • развить певческое дыхание;
  • развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;
  • развить гибкость и подвижность мягкого нёба;
  • расширить диапазон голоса;
  • развить умение держаться на сцене.

Воспитательные:

  • воспитать эстетический вкус учащихся;
  • воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
  • воспитать чувство коллективизма;
  • способствовать формированию воли, взаимодействию с партнёрами;
  • воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;
  • воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.

Дополнительная образовательная программа является модифицированной,на основе программы Г.В. Палашкиной, одобренной НМЦ по художественному образованию Министерства культуры РФ.
В отличие от существующих программ данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 8-16 лет. В кружок дети принимаются на свободной основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься сольным и ансамблевым пением.

Занимаясь в вокальном ансамбле, учащиеся получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, знакомятся с музыкальной грамотой, приобретают навыки выступления перед зрителями, развивают умственные и физические центры организма в целом.
Сроки реализации программы, формы и режим занятий. Программа рассчитана на 1 год обучения. В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение). В учебном плане вокальной группы предусмотрено 32 часа учебных занятий в год, занятия проводятся 2 раза в неделю. Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.

Предполагаемые результаты обучения

Предполагается, что в конце обучения обучающиеся должны:

  • чисто интонировать, петь на дыхании;- петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы;
  • должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус.
  • петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки;
  • петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;
  • понимать дирижёрские жесты и следовать им;
  • знать средства музыкальной выразительности.
  • петь под фонограмму в группе и соло;
  • уметь вести себя в коллективе.
  • соблюдать при пении певческую установку;
  • петь на цепном дыхании;
  • уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато;
  • уметь петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню;
  • уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ;
  • обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью;
  • испытывать потребность к певческой деятельности.
  • пользоваться мягкой атакой, петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность тембра, на всём диапазоне ровным по тембру звуком;
  • уметь петь на одном дыхании, равномерно его распределяя, довольно продолжительные фразы;
  • уметь держаться на сцене;
  • обладать волей, дисциплинированностью, взаимодействовать с партнёрами.
  • петь в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения;
  • знать правила охраны голоса в предмутационный период;
  • уметь полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и чётко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты;
  • иметь усовершенствованный речевой аппарат, развитый вокальный слух;
  • настойчивы, выдержанны, целеустремлённы и трудолюбивы.

Общие критерии оценивания результатов

  • Владение знаниями по программе.
  • Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
  • Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.
  • Уровень воспитанности и культуры учащихся.
  • Творческий рост и личностные достижения воспитанников.

Критерии замера прогнозируемых результатов

  1. Педагогическое наблюдение
  2. Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через:
  • участие в конкурсах, фестивалях, смотрах;
  • концертную деятельность.
  • Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)
  • Педагогические наблюдения.
  • Открытые занятия с последующим обсуждением.
  • Итоговые занятия.
  • Концертные выступления.
  • Конкурсы, фестивали, смотры.

Способы диагностики и контроля результатов

Диагностика: первичная (на первом занятии), промежуточная (декабрь), итоговая (май). Основной способ: наблюдение за выполнением упражнений.

Диагностика Основные параметры Период Способ
Первичная степень интересов и уровень подготовленности детей к занятиям сентябрь, октябрь наблюдение
природные физические данные каждого ребенка
уровень развития общей культуры ребенка
Промежуточная высокий уровень исполнения песенного произведения декабрь концертная деятельность;
конкурсы, фестивали, смотры
степень развития интеллектуальных, художественно-творческих способностей ребенка, его личностных качеств
уровень развития общей культуры ребенка
Итоговая высокий уровень исполнения песенного произведения май концертная деятельность;
конкурсы, фестивали, смотры
степень развития интеллектуальных, художественно-творческих способностей ребенка, его личностных качеств
уровень развития общей культуры ребенка

Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый. Основной способ контроля – педагогическое наблюдение. Подведение итогов проводится на открытых занятиях по окончании тематических блоков (декабрь, май), в конкурсах, фестивалях, смотрах.

Формы и виды контроля.

Вид контроля Сроки выполнения
1.
2.
3.
Входящий контроль. Прослушивание
Творческий отчёт
Участие в концертных мероприятиях школы, конкурсах школьного уровня
сентябрь
декабрь
январь-май

Основные принципы оценивания
В процессе развития, обучения и воспитания используется система содержательных оценок:
доброжелательное отношение к воспитаннику как к личности;

  • положительное отношение к усилиям воспитанника;
  • конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок;
  • конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат, а также качественная система оценок.

Высоко оценивается работа обучающегося, который владеет основами исполнительского мастерства. Полностью выполнил учебную программу. Имеет сформированный голосовой аппарат, владеет основами звукоизвлечения, чисто интонирует, эмоционально передаёт настроение произведения, раскованно чувствует себя на сцене. На «положительно» оценивается работа обучающегося, который по какому-то из вышеперечисленных учебных разделов не справился с поставленной задачей. На «посредственно» оценивается работа обучающегося, который слабо реализовал поставленные задачи в процессе обучения.

Условия реализации программы:

  • Занятия проводятся в кабинете музыки (№413), в актовом зале;
  • наличие в кабинете музыки: музыкального инструмента (фортепиано), фонохрестоматии, аудио - и DVD- проигрывателя, дисков с музыкальными произведениями, фонограммами, медиа проектор, компьютер;
  • нотная литература;наглядные пособия; дидактический материал для распевок.
  • свободное пространство для музыкально-ритмических движений;
  • высшее музыкально-педагогическое образование учителя.

Методы и формы:
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются сольная, групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: занятия-путешествия, занятия-игры, занятия-экскурсии, концерты. Основным ресурсом являетсяметод ассоциативно - игрового обучения. Этот метод направлен на обучение интонационно-выразительному пению, причем даже тех детей, так называемых «гудошников», у которых отсутствует чистота интонирования, но есть желание эмоционально выразить тот или иной художественный образ. Применяется система творческих игровых заданий на выражение эмоционального состояния того или иного образа.

Важными методами изучения и освоения представленной программы являются:

  • метод «забегания» вперёд и «возвращение» к пройденному материалу;
  • метод общения;
  • метод импровизации;
  • метод драматизации.

Учебно - тематический план(Т-теория, П-практика)
 

№ п/п Наименование разделов и тем занятий Вид занятия Кол-во часов
1 Вводное занятие.Техника безопасности Т 1
2 Постановка голоса ТП 16
3 Развитие музыкального слуха ТП 6
4 Работа над произведением:
Показпедагога.
Разучивание музыкального и поэтического текстов.
Работа над вокальной партией
Выразительность исполнения
Работа с микрофоном
ТП 10
5 Формирование и развитие сценических навыков ТП 10
6 История музыки Т 3
7 Прослушивание музыкальных записей Т 3
8 Посещение музыкальных спектаклей, концертов. Т 4
9 Репетиционные занятия П 10
10 Итоговое занятие ТП 1
  ИТОГО   64

Содержание тем программы.
1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Обучающиеся знакомятся с помещением, реквизитом, музыкальными инструментами. Изучают технику безопасности и правила поведения на занятиях.

2. Постановка голоса.
Практические занятия.Упражнения на дыхание, звукообразование, развитие певческого диапазона. Распевание. Элементарные представления не только о строении голосового аппарата, но и о том, что такое:

  • правильная постановка корпуса при пении;
  • певческое дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержка вдоха перед началом пения (люфт-пауза), выработка равномерного выдоха;
  • правильное певческое формирование гласных звуков в сочетании с согласными, четкое произношение согласных;
  • слуховое осознание чистой интонации;

Пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе, с использованием следующих интервалов:

  • на зубные язычные согласные – Д, З, Т, Р, Л, Н;
  • на губные – Б, П, В, М;

3. Развитие музыкального слуха.
Практические занятия.Упражнения на развитие музыкального слуха. Работа над координацией слуха и голоса. Вводятся упражнения с использованием гаммы, арпеджио. Наряду с упражнениями используется пение романсов, классических и современных, песен военных лет, отечественных популярных песен.

4. Формирование и развитие сценических навыков. Практические занятия.Элементы актерского мастерства. Развитие сценического обаяния.

5. Работа над произведением:

  • Показ педагога (демонстрация, исполнение произведений искусства, сопровождаемое рассказом об этом произведении) проводится, как правило, самим педагогом и используется как вводное занятие при знакомстве с музыкальным репертуаром.
  • Разучивание музыкального и поэтического текстов.
  • Работа над вокальной партией.

Выразительность исполнения - продолжается работа над укреплением вокально-технических навыков и освоением эстрадного вокального репертуара. Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение. Развитие творческих способностей, на основе вариантности мелодий, стремления к самостоятельности в осмыслении трактовки произведения.
Работа с микрофоном. Формирование умения работать с профессиональной фонограммой «минус» и микрофоном. Работа над нахождением и становлением сценического образа обучающегося.

6. История музыки. Рассмотрение исторических этапов развития мировой музыкальной культуры.

7. Прослушивание музыкальных записей. Знакомство с музыкой различных эпох и стилей. Практические занятия. Прослушивание американской музыки 20-30-х годов ХХ века. Фольклор, джаз, классика.

8. Посещение музыкальных спектаклей, концертов. Практические занятия. Посещение концертов, оперных и музыкальных спектаклей. Экскурсии в музеи певцов и композиторов с прослушиванием музыкальных произведений.

9. Репетиционные занятия. Практические занятия.Работа над произведением. Развитие музыкально-образного мышления. Работа над репертуаром. Подготовка к концертным выступлениям, подготовка костюмов, сцены, реквизита, музыкальных записей.

10. Итоговое занятие. В конце года проводится итоговое занятие с подробным анализом работы за год.

Методические рекомендации

Основным направлением художественного творчества является всемерное содействие духовно-нравственному, интеллектуальному и эмоциональному развитию детей. Формирование духовного мира детей, развитие творческих способностей и профессиональной ориентации возможны при глубоком усвоении и знании вокальной культуры. В свете вышесказанного, воспитание самостоятельной активной личности ребёнка приобретает особую актуальность. Отсюда и необходимость продуманности учебно-воспитательной работы, основанной на принципах творческого обучения.
Для эффективности развития эмоциональности детей важно научить видеть, услышать красоту того, что есть в окружающем мире. Услышать красоту музыкальных звуков.
При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности детей. Лучшие воспитанники участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с детьми.
При нормальном развитии ребёнка в формировании его голосовой функции и речи специалисты не вмешиваются. Голос и речь ребёнка формируются исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, т.е. отнюдь не в оптимальном направлении и с множеством случайных и вредных воздействий.
Результат – неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, неадекватность эмоциональной детонации в речи, «гудошники» в пении, хриплые голоса при здоровой гортани и т.д. Поэтому решающим мотивационным фактором в приобщении воспитанников к вокальному искусству является постепенное формирование эталона певческого звука.
Воспитание вокальных навыков требует от детей постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Легкость обучения здесь только кажущаяся.
Пению, как любому виду искусств, необходимо учиться терпеливо и настойчиво. При этом необходимо обязательно помнить, что любое обучение не должно наносить ущерб духовному и физическому здоровью детей. Ведь для ребёнка обучение пению – это бесконечный путь развития и совершенствования своего голоса, певческой технологии, исполнительских возможностей, а через них – развитие и совершенствование своей личности.
Пение помогает личности развиваться, опираясь на основные моральные и нравственные критерии, понятия добра и зла. Такие качества как доброта, искренность, обаяние, открытость в сочетании с мастерством должны сопровождать маленького артиста всю жизнь.
Начальный этап формирования вокально-хоровых знаний, умений и навыков как особо важный для индивидуально-певческого развития каждого участника ансамбля.
Начало формирования всех основных вокально-хоровых навыков с самого начала занятия. Обучение умению соблюдать в процессе пения певческую установку; правильному звукообразованию (мягкой атаке); сохранению устойчивого положения гортани; спокойному, без поднятия плеч, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно-активному, экономному вдоху.
Формирование у всех воспитанников основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности, разборчивости, ровности по тембру, пения вибрато), сохранение выявленного педагогом у каждого воспитанника индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсированно по силе звучания.
Обучение непринужденному, естественно льющемуся пению, гибкому владению голосом. Правильное формирование гласных и обучение детей четкому, быстрому произнесению согласных. Выработка унисона, обучение двухголосию при использовании для этого различных приёмов, последовательность которых и связи устанавливаются в зависимости от особенностей состава группы.
Обучение петь без сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении, слушать всю партию, всю группу, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра, изживая недостатки в технике исполнения и в звучании голоса; одновременно со своей партией или группой усиливать или ослаблять звучность, выдерживать постоянный темп, а если нужно, вместе со всеми ускорять или замедляя его; правильно исполнять ритмический рисунок, одновременно с партией, группой произносить согласные, начинать и завершать произведение.
Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное на упражнениях в исполнение произведений.
Развивать творческие способности, используя импровизации и приобщаясь к осмыслению трактовки произведения. Формирование умения читать ноты, упорно, настойчиво трудиться. На этой основе обучение осмысленному, выразительному, художественному ансамблевому исполнительству.
При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности детей. Лучшие учащиеся участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с детьми.
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией таблиц и наглядных пособий (наглядные методы), а так же практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления информации в виде вокально-хоровой работы.
Основная часть занятий проводится в игровой форме. В игре поведение детей приобретает социальное значение, создаются условия для эстетического и духовного развития личности. Важным является тематическое построение занятия, отражающее основные закономерности и функции музыкального искусства.
Все методы и приёмы музыкального обучения находятся в тесной взаимосвязи. Взаимодействие разнообразных методов и принципов работы помогает педагогу реализовать цель – формировать музыкальную культуру детей.
Необходимо живое общение педагога с детьми, позволяющее легко переходить от хорошо знакомого материала к новому, от простого к сложному, поскольку носит эмоциональный характер. Методы музыкального воспитания представляют собой различные способы совместной деятельности учителя и детей, где ведущая роль принадлежит педагогу. Развивая воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, педагог стремиться к тому, чтобы общение с искусством вызывало у ребят чувство радости, проявлению их активности и самостоятельности. Такой процесс восприятия информации наиболее эффективен.
Дидактический принцип построения материала «от простого к сложному» может быть реализован, например, в вокально-хоровой работе. Пение учебного материала начинается с упражнений, маленьких попевок, песен, и с постепенным усвоением материала песенный репертуар усложняется. По этому же принципу происходит и использование метода «забегания» вперед и «возвращения» назад. Педагог давая материал годового курса «забегает» вперед, приоткрывая завесу знаний будущих лет, в последствие повторяя пройденный материал.
Совместная подготовка педагога и детей к проведению праздников реализуется по принципу педагогического сотрудничества. Управление педагогическим процессом осуществляется через создание условий.
Реализацию творческого потенциала ребёнка, самостоятельную деятельность, приобретение навыков и умений.
При подготовке к праздникам, привлекая детей к вокально-хоровой работе, следует учитывать желание и тягу каждого участника, его психологический настрой. «Зажатый» ребёнок плохо осваивает материал и ощущает страх, поэтому необходима дополнительная, индивидуальная работа.
В процессе межличностного общения в цепи «педагог – ребёнок» реализуется коммуникативный потенциал ребёнка и формируется его мировоззрение.
Получая информацию от педагога, каждый ребёнок и группа в целом включаются в диалог, совместный поиск решения. Дети учатся активно мыслить, применяя полученные знания в творческом процессе.
Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях.
В начальной стадии работы над произведением педагог использует: словесный, наглядно-слуховой, метод обобщения и метод анализа.
От педагога требуется умение сочетать различные методы и виды работы в зависимости от музыкального опыта детей.
Универсальный план работы с вокалистами
1. Ознакомление с песней, работа над дыханием:

  • знакомство с мелодией и словами песни;
  • переписывание текста;
  • ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением музыкальных фраз кульминации песни;
  • регулирование вдоха и выдоха.

2. Работа над образованием звука:

  • проверка усвоения текста песни;
  • работа по закреплению мелодической основы песни;
  • постановка корпуса, головы;
  • рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее небо);
  • атака звука;
  • закрепление материала в изучаемой песне.

3. Работа над чистотой интонирования:

  • проверка усвоения песни и мелодии в целом;
  • слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам;
  • исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.

4. Работа над дикцией:

  • музыкальные распевки в пределах терции в мажоре и миноре;
  • выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний звуков;.

5. Работа с фонограммой:

  • повторение ранее усвоенного материала;
  • определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента;
  • определение темпа, динамических и агогических оттенков;
  • исполнение песни с учетом усвоенного материала.

6. Работа над музыкальной памятью:

  • музыкальные распевки с учетом расширения звукового диапазона;
  • запоминание ритмической основы аккомпанемента;
  • запоминание динамических и агогических оттенков мелодии;
  • запоминание тембров аккомпанемента.

7. Работа над сценическим имиджем:

  • закрепление ранее усвоенного материала;
  • воссоздание сценического образа исполнителя песни;
  • практическое осуществление сценического образа исполняемой песни.

8. Умение работать с микрофоном:

  • технические параметры;
  • восприятие собственного голоса через звуко-усилительное оборудование;
  • сценический мониторинг;
  • малые технические навыки звуковой обработки;
  • Взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при использовании радиосистем.

Примерный репертуарный план

  • Популярные песни из мультфильмов, кинофильмов в переложении для унисонного ансамбля, ансамбля солиста (-ов) и «бэк-вокала», и др.
  • Детские эстрадные песни современных композиторов (В.Шаинского, Е.Крылатова, Ген.Гладкова, М.Дунаевского, Ю.Чичкова, Р.Паулса, Я.Дубравина, С.Баневича, Н.Карш, О.Хромушина, Е.Зарицкой и др.), народные песни (несложное двухголосие или его элементы).
  • Популярные песни из кинофильмов, ретро, песни о Великой Отечественной Войне композиторов (А.Петрова, Ю.Милютина, В.Соловьёва-Седова, В.Баснера, И.Дунаевского, Н.Богословского, М.Таривердиева, М.Блантера, Я.Френкеля, Э.Колмановского, А.Пахмутовой и др.) в переложении на 2 голоса или для ансамбля солиста и «бэк-вокала».
  • Популярные песни из кинофильмов в переложении для 2-х и более голосов или для ансамбля солиста и «бэк-вокала».
  • «Ремейки» на различные музыкальные композиции (обработки народных песен, ретро, джаз и т.д.) в переложении для ансамбля.
  • Песни из репертуара зарубежных исполнителей (желательно на языке оригинала).
  • Полифонические произведения.
  • Музыкальные композиции современных авторов в переложении для 2-х -3-х (и более) солирующих голосов.
  • Песни из репертуара зарубежных исполнителей на языке оригинала.

Список литературы, рекомендованной для педагогов.

  1. Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", Павлодар, 2012г.
  2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.
  3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.
  4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004
  5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997
  6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
  7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998.
  8. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000.
  9. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997.
  10. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000.
  11. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998.

Список литературы, рекомендованной для детей.

  1. Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", учебное пособие, Павлодар, 2012г.
  2. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993.
  3. Захарченко В.Г. Кубанская песня. — 1996.
  4. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003.
  5. Мировая художественная культура в школе для 8 -11 классов.
  6. Старинные и современные романсы. - М., 2003.
  7. Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", сборник упражнений, Павлодар, 2012г.

Категория: 

Оценить: 

2
Средняя: 2 (1 оценка)

Добавить комментарий

  ____    _   _      _      ____     ___    __  __ 
/ ___| | \ | | / \ | _ \ / _ \ | \/ |
\___ \ | \| | / _ \ | | | | | | | | | |\/| |
___) | | |\ | / ___ \ | |_| | | |_| | | | | |
|____/ |_| \_| /_/ \_\ |____/ \__\_\ |_| |_|
Enter the code depicted in ASCII art style.

Похожие публикации по теме