Лэпбук по логопедии. Методическое пособие лэпбук - автоматизируем звук. Этапы создания лэпбука

Лэпбук по логопедии. Методическое пособие лэпбук - автоматизируем звук. Этапы создания лэпбука

Шестак Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ ЦРР-детский сад №6 Родничок
Населённый пункт: гп.Межозерный, Верхнеуральский район, Челябинская область
Наименование материала: методическое пособие
Тема: Логопедический лепбук
Дата публикации: 18.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Краткая аннотация методического пособия

«Логопедический лэпбук»

Учитель-логопед МДОУ «ЦРР-детский сад №6 «Родничок», г..п.Межозерный, Верхнеуральский район, Челябинская область

Дидактическое пособие «Логопедический лэпбук» представляет собой папку в 3 разворота. На страницах папки имеются различные кармашки, которые заполняются практическим материалом. Порядок расположения кармашков позволяет логопеду сохранять структуру логопедического занятия, что обеспечивает реализацию всех коррекционных задач. В пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы (фонетику, словарь, грамматику, связную речь, и на развитие зрительного восприятия, мелкой моторики. Все материалы пособия несут в себе познавательную и развивающую функции. Занятия с лэпбуком можно проводить с одним ребенком или подгруппой.

Пособие адресовано логопедам ДОУ для организации коррекционной работы по автоматизации и дифференциации, поставленных звуков, закрепления знаний по лексическим темам с детьми старшего возраста.

Пояснительная записка.

Актуальность.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и грамотно выражать свои мысли - это наиболее насущные проблемы, стоящие перед дошкольным учреждением. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения. Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет.

Увеличилось число воспитанников с проблемами психического плана - гипервозбудимость, недостаточная работоспособность, быстрая утомляемость, пассивность, несформированность или недоразвитие высших психических функций. Часто логопеды, и не только начинающие, испытывают затруднения в организации и проведении индивидуальных занятий. Действительно, многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. А от повторений никуда не деться, когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить.

При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который  выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения и научения превращается в интересную игру.

«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения».

К.Д. Ушинский

Таким образом, для достижения максимальной эффективности в коррекционном процессе, от учителя-логопеда требуется решение сложных задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений.

В целях реализации данной проблемы в 2016-2017 учебном году было разработано и внедрено в систему коррекционной работы многофункциональное пособие «Логопедический лэпбук».

  • Лэпбук (lapbook) - в дословном переводе с английского значит наколенная книга (lap - колени, book - книга).
  • Лэпбук – представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини - книжки - простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, рисунков, небольших текстов и т.д.), в которых организован и записан изучаемый материал.
  • Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
  • Трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
  • Полифункциональность - использование папки в различных видах детской активности. Лэпбук можно использовать для работы с детьми как индивидуально, так и с подгруппой.
  • Вариативность . В лэпбуке существует несколько вариантов использования каждой его части.
  • Доступностьлэпбука обеспечивает все виды детской активности, обеспечивает доступность и для детей с ОВЗ, и для детей-инвалидов, возможно использование в любом помещении, где осуществляется
  • образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке
  • Насыщенность - периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей.

 

В пособии отражены следующие разделы:

  • Дыхательная гимнастика («Сдуй бабочку», «Дождик», «Ветерок», «Снежинка» и т.д.)
  • Артикуляционная гимнастика (артикуляционные упражнения, символы гласных звуков, характеристика согласных звуков)
  • Пальчиковая гимнастика, «Су-джок»
  • Развитие сенсорики («Волшебный мешочек»).
  • Автоматизация звуков («слоговые дорожки», «Повторялки», чистоговорки, скороговорки и т.д.)
  • Развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа слова («Логопедическое лото», «Звуковая цепочка», «Звуковые дорожки», «Прочитай слово по первым звукам», «Волшебный паровозик», «Чего не стало», «Веселая рыбалка» и т.д.)
  • Развитие связной речи по лексическим темам («Составь рассказ по серии картинок», «Повтори стихотворение» и т.д,)
  • Грамматический строй («Предлоги»)
  • Мелкая моторика («Тактильные дорожки», «Игры с палочками», «Шнуровка», «Собери бусы», «Нарисуй букву», «Волшебная проволочка» и Зрительное восприятие («Собери картинку», «Увлекательные лабиринты»)
  •  

Таким образом использование в работе учителя –логопеда данного пособия позволяет решать одновременно несколько задач:

  1. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику и тактильные ощущения.
  2. Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, обучать звуковому анализу с элементами обучения грамоте.
  3. Развивать лексико-грамматические категории и связную речь.
  4. Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память.
  5. Развивать зрительную координация, умение ориентироваться на плоскости.

 

Алгоритм использования данного пособияможно проследить на примере занятия по автоматизации звука «р». (Приложение№1) Аналогично можно проводить занятия по автоматизации и дифференциации других звуков.

Дидактический материал заполняется логопедом исходя из его конкретных задач. Материал постоянно пополняется, что способствует постоянному профессиональному росту педагога и повышению его творческой активности. В целях повышения эффективности коррекционной работы к изготовлению дидактического материала к проведению игр и упражнений привлекаются родители воспитанников, что позволяет «включить» их в образовательный процесс, повысить их компетентность и заинтересованность.

Пособие имеет практическую ценность, так как в игровой, непринуждённой форме ребёнок охватывает весь комплекс программных задач. При традиционном подходе основная нагрузка падает на самый

мощный слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных условиях приходится 80% поступающей информации, хронически остаётся недогруженным, а это важнейший вид памяти, который несёт немаловажную ответственность за запоминание и усвоение материала. Знания дошкольника становятся прочнее и полнее.

Эффективность данного пособия состоит в том, что в процессе освоения игр у ребёнка повышается познавательная активность. Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии. К. Д. Ушинский когда – то сказал, что знания будут тем прочнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Постепенное выполнение заданий и упражнений позволяет формировать у детей предпосылки учебной деятельности, развивает внимание, воспитывает настойчивость, целеустремлённость в достижении конечного результата, а это самый высокий показатель данного пособия.

Данное пособие обеспечивает педагогу экономию по времени подготовки и проведению индивидуально – подгрупповых занятий с детьми по темам предложенных блоков.

Лэпбук- это не только интересное и полезное, но и универсальное пособие. Вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики. Звуковой лэпбук «В гостях у Шипелочки» представляет материал по автоматизации звука Ш в слогах, словах, предложениях, связной речи и введению звука в свободную речь.

Начинается знакомство со звуком Ш с артикуляционной позы с опорой на зрительный анализатор, для чего имеется вклеенное зеркало, и картинки с артикуляционным укладом губ, зубов, языка и дыхания. Ребенка привлекает то, что в зеркало можно смотреть, а «змейку» можно гладить. Ребенку интересно, он играет, значит, и процесс автоматизации идет быстрее., тут же происходит процесс звукоподражания: ШИПЕЛОЧКА очень добрая, погладь её по спинке и пошипи: «ш-ш-ш».

Раздел «Артикуляционная поза»

Цель: закрепить артикуляцию звука [Ш] с опорой на зрительный анализатор и кинестетические ощущения от движений органов артикуляционного аппарата.

Ребёнку предлагается сделать вдох через нос, а на выдохе сказать звук [Ш]. Какие препятствия встречает ветерок на своём пути? Проверь, дрожат ли голосовые связки, для этого приложи руку к горлу. Что делают губы? Есть ли щель между зубами? Что делает язык? На что он стал похож? Приблизь ладонь ко рту, почувствуй теплую струю воздуха.

Раздел «Выполни вместе с Шипелочкой»

Цель: выполнение артикуляционных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Ребенок вращает диск и выполняет то артикуляционное упражнение, которое появляется в «окошке».

Раздел «Песенки Шипелочки»

Цель:автоматизировать произношение звука [Ш] в слогах.

Ритмические песенки (ша-ша, ша-ша-ша- ша-ша-ша, ша-ша и т.д.)

Игры с «мячом» («бросая» мяч, ребенок произносит по слогу А - Ш, О - Ш и т.д.)

Игра «Поднимаемся по лестнице». Ребенок поднимается по лестнице за игрушками и на каждой ступеньке произносит Ш-ША, Ш-ША (аналогично прорабатываются слоги ШИ, ШО, ШУ).

Раздел «Автоматизация звука Ш»

Цель: автоматизировать звук в начале, в середине и в конце слова, со стечением согласных в середине, в словосочетаниях, в предложениях, в чистоговорках, в тексте, в стихотворениях.

Раздел «Придумай рассказ по картинке»

Цель: автоматизировать звук Ш в связной речи (ребенку предлагаются предметные картинки со звуком Ш, используя которые, ребенок придумывает рассказ).

Раздел «Игры со словами»

Цель: закреплять лексико-грамматические категории в играх «Один-много», «Назови ласково», «Чего не стало», «4-й лишний», «Посчитай», «Что ты видишь» (предложно-падежные конструкции)

Раздел «Помоги улитке»

Цель: определение места звука Ш в словах-картинках (ребенку предлагаются картинки, сложенные «гармошкой». Постепенно разворачивая «гармошку», ребенок произносит слово, выделяя голосом звук Ш в слове и передвигает «улитку» в нужное положение: начало, середина, конец слова).

Раздел «Увлекательные задания от Шипелочки»

Цель: в игровой форме упражнять в распознавании звука и буквы Ш, в развитии фонематического слуха, формировании звуко-буквенного анализа, чтении слов по первым буквам картинок.

«Найди букву «Ш»

Внимательно посмотри на буквы и найди среди них букву Ш.

«Прятки»

Цель: закрепить навыки звукового анализа слова, способствовать формированию зрительного восприятия.

Ребёнок называет звуки по порядку, которые «спрятались» в слове шапка и наклеивает соответствующие цветные «смайлики». В итоге ребёнок говорит, сколько всего звуков в слове шапка, сколько гласных, сколько согласных, какой по счёту звук [Ш] в слове. Во-первых, ребенку нравится процесс наклеивания и отклеивания «смайликов», а во-вторых, он упражняет свои пальчики, развивая мелкую моторику.

«Лабиринт»

Цель: закрепить произношение звука [Ш] в словах и словосочетаниях, учить ориентироваться на листе бумаги, употреблять слова с пространственным значением (направо, налево, вверх).

Фотограф

Цель: развивать зрительную память.

С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок. Закрой лабиринт и назови эти картинки.

«Собери букву»

Цель: закрепить зрительный образ буквы Ш, дифференцировать понятия «звук» и «буква», способствовать развитию пространственных представлений и мелкой моторики.

Прослушай стишок и сделай букву Ш из полосок бумаги или из палочек.

Одна палочка лежит,

Три на ней стоят –

Это буква Ш

Смотрит на ребят.

Обведи букву Ш пальчиком и повтори стишок.

Работа с лэпбуком помогает систематизировать материал по какой-либо теме (звуковой, лексической, грамматической), помогает детям усваивать знания в игровой форме. А рассматривание папки в дальнейшем позволит ребёнку быстро освежить в памяти пройденную тему.




  • Вперёд >

«Использование технологии «Лэпбук» в работе учителя –логопеда МДОУ»

Присоединиться

 

Тема проекта:

Инновационные и информационные технологии

Тематика:

Инновации
- Образование

Муниципальное образование:

Электросталь г.о.

Краткое описание проекта:

Информационная карта проекта
Тип проекта: социальный, развивающий. познавательный, творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный (2 года).
Участники проекта: дети, учитель - логопед, воспитатели, родители.
Возраст детей: 5 -6 лет.
Количество детей: 20.
Актуальность проблемы:
Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, т.к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, пособия, инновационные технологии. В связи с внедрением ФГОС ДОУ педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Одним из таких средств обучения сегодняшних дошкольников является лэпбук или иными словами тематическая или интерактивная папка. В этой папке собирается материал по определенной теме.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде: информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал), полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально- обладает дидактическими свойствами, является средством художественно - эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства- вариативен (существует несколько вариантов использования каждой его части)- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Проблема: В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль.
Цель проекта: развитие речи детей с помощью лэпбука, создание условий для активного использования его в речевой деятельности.
Задачи проекта:
Для детей:
1. Способствовать формированию интереса к обучению.
2. Развивать речевую активность детей, учить их рассуждать, обогащать словарный запас.
3. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, коммуникативность-
4. Развивать общую и мелкую моторику.
5. Развивать речевое дыхание.
Для педагогов:
1. Повысить компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
2. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной деятельности детей.
Для родителей:
1. Дать родителям знания о влиянии лэпбука на речь ребенка.

4. Продукт проекта: лэпбук по лексическим темам.
5. Название и форма итогового мероприятия: итоговые занятия по лепбуку.
Даты проведения итоговых мероприятий: май 2017, 2018 г.г.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
1. В процессе работы активизируется словарь, развивается связная речь, отрабатывается правильное произношение. Дети хорошо рассказывают, стихи, чистоговорки, потешки, пословицы, поговорки, русские народные сказки, пересказывают тексты.
2. Ребёнок проявляет интерес к игре с рифмой и словом- развивается словотворчество детей-
3. Ознакомление с работой по лэпбуку способствует развитию продуктивной деятельности, создание благоприятных условий для саморазвития ребенка- у детей появится интерес к играм, драматизациям.
Для педагогов:
1. Повышается компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности-
2. Пополняется развивающая предметно-пространственная среда.
Для родителей:
1. Развивается совместное творчество родителей и детей.
появляется родителей с влиянием сказок на речь и здоровье ребенка.
2. Развитие у родителей способности видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу
3. Заинтересованность родителей жизнью группы, вызывание желания участвовать в ней-
4. Привлечение родителей и детей остальных групп нашего ДОУ в увлекательный мир лэпбука.

Этапы осуществления проекта
Этапы Мероприятия

1 . Подготовительный

Изучение литературы по теме
Ознакомление с передовым опытом
Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач
Подбор наглядно-дидактических пособий, закупка бросового материала
Изготовление лэпбука совместно с родителями (пошив, изготовление содержимого кармашек – дидактического материала, оформление лэпбука лексическими темами)

2. Основной
Беседа с детьми: Лэпбук – ребятам друг»-
Знакомство с лэпбуком-
Проведение НОД по лексическим темам-
Совместная подготовка с детьми к НОД по лексическим темам-
Индивидуальная и подгрупповая индивидуальная работа на закрепление лексико – грамматических категорий с помощью лэпбука-
составление различных видов гимнастик-
рассказывание сказок, рассказов с помощью мнемосхем-
Задание для родителей:
Ознакомление с технологией лэпбук-
Распечатка и ламинирование материала на лексические темы

3. Заключительный
Итоговое мероприятие - показ открытых НОД детям младших групп- родителям
Оформление отчетной документации, фотоотчет.
Доклад на ГМО воспитателей на тему «Использование технологии лэпбук в ДОУ» (Лэпбук по лексическим темам) (2017 г.)
Открытое комплексное НОД в группе ОНР (первый год обучения) по связной речи на тему для учителей – логопедов и воспитателей логопедических групп (май 2017 г.)

Цель педагогического воздействия с помощью работы с лэпбуком направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
По ФГОС работа с лэпбуком имеет в своей основе следующие принципы:

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка
  • принцип интеграции усилий специалистов
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала
  • принцип постепенности подачи учебного материала
  • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

Так для детей старшего дошкольного возраста (первый год обучения) он включает в себя задачи: РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ:
Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.
Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
Расширить объем правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.
Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.
Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами- работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.
Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков
предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами- притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.
Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов.
Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.
Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.
Закрепить понятие слово и умение оперировать им.

ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ:
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами- окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.
Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,- енок, -ат,-ят, глаголов с различными приставками.
Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.
Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.
Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.
Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из двух-трех слов (без предлога).

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА Развитие просодической стороны речи
Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
Закрепить навык мягкого голосоведения.
Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.
Работа над слоговой структурой слова
Cовершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова.
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ:
Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о
предметах и объектах по образцу, предложенному плану- связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.
Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.
Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Сенсорное развитие:
Развивать цветовосприятие и цветоразличение, умение различать цвета
по насыщенности- учить называть оттенки цветов. Сформировать представление о расположении цветов в радуге.
Продолжать знакомить с геометрическими формами и фигурами- учить
использовать в качестве эталонов при сравнении предметов плоскостные и
объемные фигуры.

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ:
Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов-заместителей- громкие и тихие, высокие и низкие звуки.
Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками (4–8 частей, все виды разрезов) и пазлами по всем изучаемым лексическим темам.
Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и
классификацию предметов по одному или нескольким признакам (цвету,
форме, размеру, материалу).
Развивать воображение и на этой основе формировать творческие способности.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Расширять представления о родной стране как многонациональном государстве, государственных праздниках, родном городе и его достопримечательностях.
Формировать представление о Российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину.
Совершенствовать умение ориентироваться в детском саду и на участке детского сада. Закрепить и расширить представления о профессиях работников детского сада.
Формировать представление о родословной своей семьи. Привлекать к
подготовке семейных праздников. Приобщать к участию в совместных с родителями занятиях, вечерах досуга, праздниках.
Расширять представления о предметах ближайшего окружения, их
назначении, деталях и частях, из которых они состоят- материалах, из которых они сделаны. Учить самостоятельно характеризовать свойства и качества предметов, определять цвет, величину, форму.
Расширять представления о профессиях, трудовых действиях взрослых.
Формировать представления об инструментах, орудиях труда, нужных представителям разных профессий- о бытовой технике.
Учить сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам.
Формировать первичные экологические знания. Учить детей наблюдать се-
зонные изменения в природе и устанавливать причинно-следственные связи
между природными явлениями. Углублять представления о растениях и животных. Расширять представления об обитателях уголка природы и уходе за ними. Воспитывать ответственность за них.
Систематизировать знания о временах года и частях суток.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Восприятие художественной литературы
Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев- учить высказывать свое отношение к прочитанному.
Знакомить с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках.
Формировать интерес к художественному оформлению книг, совершенствовать навык рассматривания иллюстраций. Учить сравнивать иллюстрации разных художников к одному произведению.
Создавать условия для развития способностей и талантов, заложенных
природой. Способствовать выражению эмоциональных проявлений.
Конструктивно-модельная деятельность:
Совершенствовать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками (4-12 частей со всеми видами разрезов), пазлами, кубиками с картинками по всем изучаемым лексическим темам.
Развивать конструктивный праксис и тонкую пальцевую моторику в работе с дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.
Совершенствовать навыки сооружения построек по образцу, схеме,
описанию – из разнообразных по форме и величине деталей (кубиков, брус-
ков, цилиндров, конусов, пластин), выделять и называть части построек,
определять их назначение и пространственное расположение, заменять одни
детали другими.

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Настольно – печатные игры:
Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры
(парные картинки, лото, домино, игры-«ходилки», головоломки), учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Обогащать в игре знания и представления об окружающем мире. Развивать интеллектуальное мышление, формировать навыки абстрактных представлений. Развивать дружелюбие и дисциплинированность.
Театрализованные игры:
Развивать умение инсценировать стихи, песенки, разыгрывать сценки по знакомым сказкам.
Совершенствовать творческие способности, исполнительские навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами.
Воспитывать артистизм, эстетические чувства, развивать эмоции, воображение, фантазию, умение перевоплощаться, духовный потенциал.
Для детей подготовительной к школе группы (второй год обучения) коррекционно - обучающие и коррекционно - развивающие задачи усложняются:

РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Воспитание навыков словообразования:
слов с увеличительными оттенками (волчище, медведище, ножища, сапожище, ручища и т. д.)-
глаголов с оттенками значений (переливать, выливать, подшивать, кроить, перекраивать, выкраивать и т. д.)-
сложных слов (хлебороб, садовод, листопад), употребление слов с эмоционально-оттеночным значением (хитрая лиса, масляная головушка, шелковая бородушка, мягкие лапки). Объяснение переносного значения слов: осень золотая, золотой ковер, золотые листья-
Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений (смелый, храбрый, трусливый, боязливый, добрый, умный, жадный, капризный, хитрый, смекалистый)-
Образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже, грязнее, светлее, чище).
Образование существительных от глаголов: учить (учитель, ученик), воспитывать (воспитатель), убирать (уборщица), регулировать (регулировщик), строить (строитель) и т. д.
Закрепление правильного употребления грамматических категорий:
Употребление в речи глаголов в разных временных формах, отвечающих на вопросы: что делать? что делает? что сделал? что будет делать? (копать картофель, печь пироги, жарить блины)-
Согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет (оттенки), форму, размер, вкус (кислое яблоко, длинное платье, голубое блюдце, треугольная крыша).
Подбор однородных прилагательных к существительному, практическое употребление притяжательных прилагательных (медвежья берлога, лисья нора, беличье дупло)-
Употребление в речи глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей -ся и без нее (буду кататься - покатаюсь- буду купаться - искупаюсь- буду учиться - поучусь).
Самостоятельное использование предлогов для обозначения совместности действия, пространственного расположения предметов. Употребление сложных предлогов из-за, из-под. Практическое усвоение в речи предлогов над, между, из-за, из-под, выражающих пространственное расположение предметов.
Развитие самостоятельной связной речи:
Составление предложений по вопросам, демонстрации действий, картине.
Распространение предложений однородными членами. Составление рассказов по картине (в объеме 5 - 7 предложений).
Пересказе изменением времени действий, умение рассказать от имени другого действующего лица.
Рассказывание сказок-драматизаций.
Составление рассказов-описаний животных, птиц, описание их повадок-
Введение в самостоятельную речь названий профессий и действий, связанных с ними. Формирование самостоятельных высказываний в виде небольших рассказов о людях разных профессий.
Употребление в речи простых и сложных предложений со значением противопоставления (а, но), разделения (или). Например, зимой деревья голые, а весной появляются листочки- наша семья большая, а Танина - маленькая- физкультурники выйдут на площадь или на улицу.
Употребление в речи целевых, временных, причинных конструкций в соответствии с вопросами когда? почему? зачем?
Все коррекционно - развивающие индивидуальные, подгрупповые (индивидуальные) и подгрупповые занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Данный лэпбук состоит из 3 блоков и содержит в себе множество кармашек, окошечек для размещения дидактического материала.

1 блок (центральная часть) служит для развития словарного запаса, высших психических функций – памяти, внимания, мышления и развития мелкой моторики. Он представлен играми и дидактическим материалом:

  • предметными и сюжетными картинками по данной лексической теме
  • рубрикой «Это интересно», в которую может входить дополнительная информация для детей, например, эволюция развития транспорта (от лошади до автомобиля…)
  • д / играми «Лабиринты», «4 лишний», «Продолжи ряд» и т.п.
  • д / упражнениями «Собери, выложи из спичек картинку», «Обводка, штриховка».

2 блок служит для развития лексико – грамматических категорий. В него входят такие игры, как:

  • «1 –много»
  • «Большой – маленький
  • «Какой, какая, какие?»
  • «Мой – моя –мои»
  • «Образуй правильно» и т.д.

3 блок направлен на развитие связной речи с использованием пальчиковой гимнастики, упражнений на дыхание с проговариванием речевого материала, мнемотаблиц и схем для составления детьми рассказов, сказок. Он представлен разделами:

  • «Загадки, пословицы, поговорки»
  • «Расскажи – ка» с набором стихов, диалогов, небольших сказок и рассказов по теме
  • Различные виды пальчиковой гимнастики (с предметами – с шарами су –джоку, карандашами, природным материалом и т.д., без предметов)
  • Физминуток с использованием общеразвивающих упражнений- речи с движением (элементы логоритмики)- методики «Расскажи стихи руками»- упражнений на релаксацию с элементами психогимнастики- упражнений на дыхание
  • «Почитаем» (художественная и научная литература).

По мере усвоения детьми данного материала, дидактические игры меняются и усложняются. Например, дети через 2 -3 месяца обучения усвоили уменьшительно – ласкательные формы существительных (игра «Большой - маленький»). Тогда я заменяю эту игру,например, на игру «Родственные слова».
Лэпбук способствует развитию творческого мышления, развивает познавательный интерес, способствует развитию мелкой и общей моторики детей. Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию. Лэпбук помогает объединить родителей и детей, в ходе совместно его изготовления в процессе реализации определенного проекта.
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Ребенок не раз будет возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденный материал.

Результаты работы с лэпбуком:

  • дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знают и умеют пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, с помощью мнемотехники
  • дети становятся более любознательными- склонными наблюдать, экспериментировать- обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире
  • дети инициативны, самостоятельны в различных видах деятельности, способны выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности
  • дети активы, успешно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми
  • они способны адекватно проявлять свои чувства, умеют радоваться успехам и сопереживать неудачам других, договариваться, старается
  • дети обладают чувством собственного достоинства, чувством веры в себя
  • дети обладают развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности-
  • у них развиты крупная и мелкая моторика.

Перспективы развития: накопление и пополнение лэпбука дидактическим материалом на второй год обучения для более успешной подготовки детей к школе.
Таким образом, помимо информационно-коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей со взрослыми, с родителями, детей друг с другом, есть замечательное современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса - лэпбук. Он способствует творческому развитию всех участников педагогического процесса.

  1. Дать родителям знания о влиянии лэпбука на речь ребенка.
  2. Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
  3. Привлечь родителей к активному участию в проекте.

Достигнутые результаты за последний год:
2. Обмен опытом в форме презентации в рамках ГМО логопедов на тему «Применение современных образовательных ресурсов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста» от 09. 12. 2016 г. МОУ СОШ № 19 г.о. Электросталь

Социальная значимость проекта:

Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, т.к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, пособия, инновационные технологии. В связи с внедрением ФГОС ДОУ педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Одним из таких средств обучения сегодняшних дошкольников является лэпбук или иными словами тематическая или интерактивная папка. В этой папке собирается материал по определенной теме.Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде: информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал), полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально- обладает дидактическими свойствами, является средством художественно - эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства- вариативен (существует несколько вариантов использования каждой его части)- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

1. Участие во Всероссийском конкурсе лэпбуков для педагогов и воспитателей «От идеи до воплощения» (Призер, диплом II степени) (июнь 2016 г.)
2. Обмен опытом в форме презентации в рамках ГМО логопедов на тему «Применение современных образовательных ресурсов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста» от 09. 12. 2016 г. МОУ СОШ № 19 г. о. Электросталь
3. Участие в региональном конкурсе молодых педагогов и их наставников «Открытие» в рамках Фестиваля педагогических идей 2017 в ГГТУ Орехово- Зуево, март 2017 г. (Призеры (диплом 3 степени - наставник)
4. Обмен опытом в форме доклада в рамках ГМО воспитателей на тему: «Использование технологии «Лэпбук» в развивающей работе с дошкольниками» 07.04.2017 г. МДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» г. о. Электросталь
5. Открытое комплексное НОД в группе ОНР (первый год обучения) по связной речи на тему «Весна» (обобщение) для учителей – логопедов и воспитателей логопедических групп МДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» г. о. Электросталь

Охват проекта:

Дети логопедических групп, их родители, педагоги МДОУ, ГМО учителей - логопедов и воспитателей, участие в региональном конкурсе молодых педагогов и их наставников «Открытие» в рамках Фестиваля педагогических идей 2017 в ГГТУ Орехово- Зуево, наставник)

Проект по развитию речи Использование лэпбука в работе учителя-логопеда при формировании и совершенствовании лексико – грамматического строя речи

Актуальность

Сегодня все старое принимает новые формы. С введением ФГОС
педагоги ищут новые подходы, идеи, формы и методы в своей коррекционной деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. Главный принцип ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной. А вовлечь ребёнка в деятельность возможно лишь в том случае, когда ему интересно, когда он увлечён и играет.
Игра – основной вид деятельности дошкольников. Сейчас в распоряжении детей и взрослых большое количество самых разнообразных игр. Особое место занимают среди них дидактические игры – особенно словесные.
В дидактических играх с грамматическим содержанием решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления. Разработаны такие игры для того, чтобы помочь детям освоить трудные формы словоизменения (родительный падеж мн. числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде и т.д.), способы образования слов (наименований детёнышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов). Следует подчеркнуть (А. Г. Арушанова), что ребёнку не хватит жизни, чтобы «обыграть» все грамматические формы языка через дидактические игры и упражнения. Они имеют иной смысл: стимулировать детскую поисковую активность в сфере грамматики, воспитывать у детей языковое чутьё, лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания языковой действительности.
Применение специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее успешно решать вопросы развития грамматического строя речи.
К тому же восприятие материала у детей носит разный характер, но известно, что большинство запоминает 5 % услышанного и 20% увиденного.
Всё это и побудило меня к созданию лэпбука: «Весёлая грамматика» (Игры и упражнения по формированию и совершенствованию лексико – грамматического строя речи).
Цель: развитие речи детей с помощью лэпбука, создание условий для активного использования его в речевой деятельности.

Задачи проекта:

1. Способствовать формированию интереса к обучению.
2. Формировать и совершенствовать лексико – грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность.
4. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды учителя – логопеда.

Лэпбук – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях». Он представляет собой папку или книжку – раскладушку с тематическим наполнением, с разными кармашками, подвижными деталями.
 

Сроки реализации проекта:сентябрь 2017 г.– апрель 2018г.
Участники проекта: учитель-логопед, воспитанники логопедического пункта (дети старших и подготовительных групп).
Вид проекта: среднесрочный

Этапы осуществления проекта

1. Подготовительный этап.
Изучение литературы по теме.
Ознакомление с передовым опытом.
Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач.
Подбор наглядно-дидактических пособий, закупка бросового материала.

Поиск и подбор предметных картинок, которые отбирались тщательно, исходя из лексических тем предусмотренных программой в ДОУ.
Распечатывание и ламинирование картинок.
Изготовление лэпбука.

2. Основной этап.

Знакомство детей с лэпбуком-
Индивидуальная работа на закрепление основных лексико – грамматических категорий с помощью лэпбука-

3. Заключительный этап.

Оформление отчетной документации, фотоотчет.
Доклад на РМО логопедов Завьяловского района.
Выступление на родительском собрании о применении индивидуальных лэпбуков по коррекции звукопроизношения. Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Цель педагогического воздействия с помощью работы с лэпбуком направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Ожидаемые результаты по проекту:
Привлечение родителей и детей нашего ДОУ в увлекательный мир лэпбука.
В процессе работы с лэпбуком, успешно повысился уровень развития лексико – грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

Игры и задания содержащиеся в лэпбуке

«Из чего сделано?»
(Образование относительных прилагательных)

 

«Чей, чья, чьё?»
(Образование притяжательных прилагательных)

 

 

 

 

Образование относительных прилагательных

 

 

«Какой бывает?»
(Подбор признаков к предмету, объекту, обогащение словаря прилагательными)

 

Игра «Один – много»
(Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное)

Игра «Подскажи Незнайке»
(Закрепление форм творительного падежа)

 

Игра «Сосчитай»
(упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять)

 

Игра «Назови ласково»
(Закреплять умение правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом)

 

«Подбираем рифмы»
(Образовывать существительные в родительном падеже)

 

 

 

«Правильное употребление предлогов»

 

«Думает о ком, о чём?»
(Закрепление форм предложного падежа)

 

 

Заключение

Лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии и исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться. Задача учителя лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
В перспективе планируется работа по изготовлению индивидуальных лэпбуков, исходя из интересов детей, когда каждый ребенок в течение определенного времени изготавливает свою книжку, а потом презентует её детям группы или, например, на родительском собрании. В результате получится целая выставка лэпбуков. Лэпбук может стать творческим продуктом детской исследовательской или проектной деятельности. Такой подход будет способствовать реализации принципа индивидуализации, на что ориентирует нас стандарт дошкольного образования. Лэпбук –
позволяет закрепить и систематизировать изученный материал, а также помогает быстро освежить в памяти пройденные темы.

 

А также лэпбук может использоваться как материал для обследования лексико - грамматического строя речи.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №68» НМР РТ

Звуковой лэпбук «Шипелочка»

к учебно-дидактическому пособию

О.С.Ляпустина

г.Нижнекамск

Аннотация: «Звуковой лэпбук «Шипелочка» - это учебно-дидактическое пособие, которое является интересным материалом для автоматизации звука [Ш] у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома.

Лэпбук содержит игры и упражнения по автоматизации звука Ш. Материал можно использовать как во время индивидуальной деятельности, так и в подгрупповых упражнениях.

Пособие предназначено для логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а так же родителей воспитанников. Компактность, простота и мобильность использования позволяет играть с ребенком за столом, в дороге, на кухне.

Целевая аудитория: дети 5-7 лет.

Актуальность

Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования.

Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, усваивается социальный опыт, закрепляются знания детей. Поэтому, важнейшей задачей является: создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в образовательный процесс детей в дошкольных учреждениях.

Известно, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения его в школе и дальнейшей полноценной жизни. Логопедическая коррекционная работа в детском саду направлена на исправление речевых недостатков, которые препятствуют успешному освоению программного материала. При этом одной из главных задач является нормализация звуковой стороны речи.

Современные педагоги, в связи с внедрением ФГОС дошкольного образования, ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.

Одним из таких средств обучения дошкольников является лэпбук. Это книжка - раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками разных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию и за один прием просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы, которые объединены одной темой.

Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечающее требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

  • информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал)-
  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально-
  • обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства-
  • вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части)-
  • его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Использование таких ярких красочных пособий, позволяет решать сразу несколько задач:

  • пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения-
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей-
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти-
  • плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры-
  • увеличит ь объем коррекционного воздействия.

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми: включенность педагога наравне с детьми, добровольное присоединение детей к деятельности.

Описание пособия.

В соответствии с ФГОС ДО выделяются несколько направлений развития и образования детей. Если обратится к адаптированной образовательной программе МБДОУ № 68, то при реализации образовательной области«Речевое развитие» основной задачей становитсякоррекция речевых нарушений дошкольников.

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям мною был разработан звуковой лэпбук.

Данное пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет и может быть использовано в разных вариантах:

  • как наглядный материал для коррекционной работы учителя - логопеда в процессе индивидуальной коррекционной ООД-
  • в ходе индивидуальной работы воспитателя с детьми по закреплению изучаемого звука (по заданию логопеда).

Цель:в игровой форме автоматизировать звук [Ш] изолированно, в прямых и обратных слогах, начале, середине и конце слов, чистоговорках, стихах, предложениях, связной речи.

Задачи, реализуемые в процессе использования учебно - дидактического пособия «Лэпбук «Шипелочка»:

  • способствовать речевому развитию детей: закрепить правильное произношение звука Ш в слогах, словах, фразах-
  • расширить, обогатить и активизировать словарь детей-
  • развивать навыки грамматически правильной речи, фонематический слух, навыки звукового анализа, творческие способности дошкольников-
  • развивать сотрудничество между детьми, учителем-логопедом и воспитателями детского сада.

В Лэпбуке представлены игры и речевой материал по автоматизации звука [Ш].Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения, как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.

Лэпбук - это не только интересное и полезное, но и универсальное пособие. В нем представлены игры и упражнения, нацеленные не только на автоматизацию звука [Ш], но и задания для развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, просодической стороны речи, грамматики. Вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.

Параллельно продолжается работа по развитию навыков звукового анализа: умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.
При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка.Логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво.Возникает необходимость разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия.

Исходя из вышеизложенного, данное учебно - дидактическое пособие позволяет логопеду совместно с воспитателями и детьми творчески подойти к автоматизации поставленных звуков.

Содержание

Содержание пособия включаетзадания на автоматизацию звука «Ш». Обеспечивается постепенное усложнение материала от простого к сложному.

1. Артикуляционная гимнастика в картинках.

Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звука.

Упражнения: «Маляр», «Чашечка», «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Качели», «Грибок», «Лошадка».

2. Игры со звуком Ш.

Цель: развитие фонематического слуха.

«Помоги Мишке собрать предметы, в названии которых есть звук Ш».

Ребенку нужно найти предметы, в словах которых есть звук Ш.

«Помоги Наташе найти слова со звуком Ш».

Ребенку нужно найти слова со звуком Ш.

«Выбери картинки, в словах которых есть звук Ш».

Ребенку предлагается показать картинки, в которых есть звук Ш.


3. Игра «Определи место звука в слове».

Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине, конце).

Логопед называет слова, где звук Ш находится в начале, середине или конце. Ребенок должен определить место звука в слове и передвинуть машинку в нужный квадрат (начало, середина, конец).

4. Игра «Сделай букву сам».

Цель: закрепить зрительный образ буквы Ш, дифференцировать понятия «звук» и «буква», способствовать развитию пространственных представлений и мелкой моторики.

Прослушай стихотворение и выложи букву Ш из полосок бумаги.

Одна палочка лежит,

Три на ней стоят -

Это буква Ш

Смотрит на ребят.

Обведи букву Ш пальчиком и повтори стихотворение.


5. Книжка-раскладушка.

Цель: развивать внимание, память, мышление.

«На что похожа буква Ш?»

Ребенку предлагается рассмотреть букву и сказать на какой предмет она похожа.

«Найди все буквы Ш»

Ребенку нужно найти и показать все буквы Ш.

«Сказка про букву Ш»

6. Игры со слогами.

Цель: автоматизировать произношение звука Ш в слогах.

«Помоги медвежонку спуститься к ежику»

Ребенок должен назвать слог в облачке и нажать на него.

Чтение открытых и закрытых слогов.

Ребенку предлагается прочитать открытые и закрытые слоги (по стрелочке приставить к букве Ш гласную букву и наоборот).


7. Игры со словами.

Цель: автоматизировать произношение звука Ш в словах,развивать обобщающую функцию речи, грамматику, фонематический слух, обогащать словарный запас.

«Найди тень»

Ребенок должен найти тень предмета и назвать слово.

«Один - много»

Ребенок называетсуществительное в единственном числе, а затем во множественное.

«Подарки для змейки»

Ребенок «дарит» подарок змейке, четко произнося звук Ш в слове.

«Назови предметы»

Ребенок должен назвать все предметы на картинке со звуком Ш.

«Пройди по дорожке и собери предметы»

Ребенку предлагается вести пальчиком по дорожке, называя предметы, которые встречаются на пути.

8. Чистоговорки и стихи.

Цель:автоматизировать звук [Ш] в связной речи- развивать чувство ритма и рифмы, интонацию- память, контроль над звукопроизношением.

«Повтори чистоговорки»

Ребенок повторяет за логопедом чистоговорки, четко произносит звук Ш.

100%


9. Предложения.

Цель: автоматизировать звук Ш в предложениях.

«Повтори предложение»

Ребенок должен повторить предложение, четко произнеся звук Ш.

«Рассмотри картинку и составь предложение»

Ребенку предлагается рассмотреть картинку и составить по ней предложение.


10. Расскажи.

Цель: автоматизация звука Ш в связной речи.

«Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь»

Чтобы Даша научилась правильно произносить звук Ш бабушка пообещала купить ей игрушки и игры, в названиях которых есть этот звук. Это мишка, машинка, башенка, шашки, петушок. Расскажи о том, как бабушка и Даша покупали эти игрушки в магазине. Следи за правильным произношением звука Ш.

Цепной текст «Кошки-мышки», «Каша»

Логопед читает ребенку рассказ. Для того, чтобы он мог пересказать текст нужно помочь ему подобрать недостающие слова, чтобы получилась непрерывная цепочка предложений.

11. «Логопедическая гармошка».

Цель: формирование правильного произношения звука Ш.

«Логопедическая гармошка»

Ребёнок рассматривает картинки и проговаривает слова. Задачу можно изменить в зависимости от этапа работы над звуком. Например: составь предложение с данным предметом и проговори его, чётко выделяя звук Ш.

12. Собери пазлы, придумай рассказ.

Цель:автоматизировать звук [Ш] в связной речи, способствовать развитию зрительного восприятия, пространственной ориентировки и мелкой моторики.

Ребёнок собирает пазлы, чётко называет слова со звуком [Ш]. Составляет предложения с этими словами. После уточнения смысла, составленные предложения объединяются в рассказ.


13. Игра «Змейка».

Цель: автоматизация изолированного звука Ш.

«Пошипи как змейка»

Ребенку предлагается провести пальчиком по дорожке к ягодкам, камышам, грибочкам и шипеть как змейка.

13. «Ходилки».

Цель: автоматизация звука Ш в словах.

«Ходилки»

В игре принимают участие два игрока. Игра начинается со слова старт, заканчивается словом финиш. Для игры понадобится кубик, фишки (машинки). Первый игрок бросает кубик и отсчитывает то количество квадратов, сколько выпадет, при этом называя предмет, который изображен на картинке. Далее вступает в игру второй игрок.

Заключение

Результатом использования учебно-дидактического пособия является осмысление ребенком - логопатом необходимости правильного произношения звука «Ш» в речи.

Критерии оценки успешной автоматизации звука «Ш»:

  • Самостоятельность повторения (с помощью взрослого, с небольшой помощью, без помощи взрослого)
  • Скорость произнесения чистоговорок (произносит медленно или быстро, с запинками или без)
  • Чистота произнесения (во всех ли словах правильно произносится звук «Ш»)

При этом педагогам и родителям важно контролировать правильность произнесения ребенком звука «Ш» в самостоятельной речи.

Лэпбук привлекает интерес детей своим ярким внешним видом и является прекрасным способом подачи всей имеющейся информации в компактной форме.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что проведённая работа с лэпбуком, внесет много положительных моментов в общее и речевое развитие детей:

  1. Объединит детей, родителей и педагогов, то есть будет социально направлена.
  2. У детей будет успешнее происходить процесс автоматизации звука. Они научатся находить информацию самостоятельно.
  3. У детей развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи.
  4. Все игры в лэпбуке способствуют обогащению словарного запаса, расширению представлений детей об окружающем мире, развитию фразовой речи, закреплению поставленных звуков в речи.

Используемая литература и ресурсы.

  1. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М.: Издательство «Гном и Д». 2009.
  2. Козырева Л.М. Автоматизация трудных звуков. - Ярославль, 2007
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей. - М., 2006.
  4. Перегудова Т.С. Османова Т.А. «Вводим звуки в речь. Картотека задания для автоматизации звуков «Ш», «Ж», Санкт-Петербург. 2008
  5. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. - М., 2007
Смотреть видео по теме

Категория: 

Оценить: 

4
Средняя: 3.5 (2 оценки)

Добавить комментарий

  _  __      _   _  __  _____  _   _   _     
| |/ / | | | |/ / |__ / | \ | | | |
| ' / _ | | | ' / / / | \| | | |
| . \ | |_| | | . \ / /_ | |\ | | |___
|_|\_\ \___/ |_|\_\ /____| |_| \_| |_____|
Enter the code depicted in ASCII art style.

Похожие публикации по теме